Константинопольский мужской монастырь Перивлептос ("прекрасных видов"), располагавшийся недалеко от знаменитого Студийского монастыря, на триумфальном пути к Золотым воротам, был основан императором Романом Аргиром (1034 г.) и возобновлен в 1261-1282 годах. Это был один из обширнейших и богатейших монастырей столицы, хранивший драгоценные мощи святых (правую руку Предтечи, "коею Христа крестил", мощи Симеона Богоприимца, главы Григория Богослова и мученицы Татианы) и другие святыни. В XIV веке монастырь посещали многие русские паломники. Для нас особенно важно описание путешествия дьяка Александра, побывавшего в Константинополе между 1391 и 1397 годами (вероятно, около 1395 года). Он единственный из всех паломников сообщает, что в монастыре Перивлептос (помимо мощей многих святых) "есть икона святей Богородици, что поколол жидовин в шахматной игре, и изошла кров, и ныне знати кров". Раненная иудеем икона находилась также в великой церкви Святой Софии; она была чтимой святыней Константинополя. Возможно, икона из монастыря Перивлептос имела какое-то отношение к святыне Святой Софии, но более обоснованным кажется мнение, что это были две разные иконы. Святыня константинопольского монастыря Перивлептос погибла. Но благодаря происходящей из охридского монастыря во имя Богоматери Перивлепты (церковь освящена в 1295 году) иконе с тем же наименованием можно, кажется, составить представление о том, как выглядела эта чтимая константинопольская святыня. По иконографии охридская Перивлепта восходит к древней Портаитиссе из Иверского монастыря на Афоне. В соответствии со стилем времени на охридской иконе начала XIV века акцентирован диалог между Богоматерью и Богомладенцем (фигура Младенца изображена в трехчетвертном повороте, его лик поднят и обращен к Матери), в жесте раскрытой перед грудью правой руки Богоматери подчеркнуто молитвенное (деисусное) предстояние. Особенностью Иверской Портаитиссы является изображение кровоточащей раны на лике (подбородке) Богоматери. Согласно сказанию, возникшему позднее иконы, образ пронзили в доме никейской вдовицы воины императора-иконоборца Феофила (829-842 гг.); по другой версии, икону ранил некий арабский пират. Сопоставляя иконографию охридской Перивлепты с Иверской Портаитиссой и сказанием о чтимой в константинопольском монастыре Перивлептос иконе Богоматери с кровоточащей раной, можно предположить, что последняя была как-то связана с афонской святыней: либо обе они восходили к одному древнему чудотворному прототипу, либо константинопольская икона являлась репликой афонской святыни.
В конце XIII-XIV веке, в константинопольском монастыре Перивлептос, вероятно, имелись списки местночтимого образа, на которых кровоточащая рана уже не изображалась. Охридская икона Богоматери Перивлепты начала XIV века могла быть прямым списком либо самого чтимого образа (но без изображения кровоточащей раны), либо копией одного из тех списков, на которых рана не показана. Дополнительным подтверждением этого предположения может служить изображение Введения Богородицы во храм на оборотной стороне охридской Перивлепты. Кодин в своей книге о церемониях упоминает, что императоры ходили крестным ходом в монастырь Перивлептос именно на праздник Введения Богоматери.
О широкой известности в XIV веке константинопольского монастыря Перивлептос и почитании его святынь свидетельствует возникновение ряда одноименных монастырей в Греции и Македонии, а также сохранившиеся иконы с надписью "Перивлептос" и близкие к ним по иконографии образы (без надписи "Перивлептос" или с другими эпитетами). В этом отношении очень интересна вторая охридская икона - с надписью "Психосострия". Согласно сообщению Кодина, монастырь Перивлептос, получивший наименование от "прекрасного вида" местности, находился на той же "прекрасной" площади, что и монастырь (или храм) во имя Психосостры.
Икона из Троице-Сергиевой лавры повторяет иконографию охридской Перивлепты, но отличается от нее деталями. На охридской иконе обе одежды Младенца Христа (хитон и гиматий) изображены как единое одеяние, сплошь покрытое золотым ассистом; золотая полоса, очерчивающая край мафория Богоматери, заходит за плечо, указывая на переброшенный за спину конец мафория. На иконе из Троице-Сергиевой лавры Младенец облачен в светлую с длинными рукавами рубаху, перепоясанную широкой лентой, охватывающей также плечи; золотистый гиматий закрывает только нижнюю часть фигуры; рисунок складок мафория Богоматери традиционный - без переброшенного через плечо конца. Более традиционно-привычно изображены на лаврской иконе и руки Богоматери, на охридской иконе отличающиеся своим крупным размером, ярко выраженным молитвенным жестом и совершенно индивидуальным рисунком кисти левой руки, поддерживающей Младенца за локоть. Несмотря на то, что лаврская икона имеет надпись "Перивлептос", кажется, есть основания считать ее воспроизведением чтимого списка из константинопольского монастыря Перивлептос, а не самой святыни (если думать, что к последней ближе Богоматерь Перивлепта из Охрида).
Чрезвычайно важное место среди Богородичных икон, восходящих к святыне константинопольского монастыря Перивлептос, занимает небольшая икона из собрания музея-заповедника "Московский Кремль". Несмотря на то, что на иконе нет надписи (возможно, она не сохранилась), этот образ является, вероятно, одним из самых точных повторений погибшей константинопольской святыни, о чем свидетельствует его близкое сходство с Перивлептой из Охрида. На кремлевской иконе, как и на охридской, конец мафория переброшен через плечо, подчеркнут молитвенный жест крупной кисти правой руки Богоматери; хитон и гиматий Младенца изображены как единое, сплошь покрытое золотым ассистом одеяние. Более того, лики Младенца Христа на этих иконах по своему типу и чертам очень близки. Правда, в отличие от охридской иконы на кремлевской есть некоторое упрощение: индивидуальный жест левой руки Богоматери заменен на традиционный.

Л. А. Щенникова