Распятие

Распятие в древности считалось самой жестокой и позорной смертной казнью. Воины правителя, вдоволь поиздевавшись над Иисусом, сняли с Него багряницу, одели в старые одежды, взвалили на Его плечи крест и повели на Голгофу (лобное место). Вместе с Христом туда привели двух разбойников, которых ожидала та же участь, что и Иисуса. Над головой Спасителя по приказанию Пилата была прибита доска с надписью, означавшей Его вину: «Иисус Назорей Царь Иудейский». Когда пригвождали Иисуса Христа к кресту, Он молился за своих врагов и на все насмешки говорил: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают». Проходящие же злословили: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста».

После жестоких мучений Спасителя распяли на кресте с двумя разбойниками. Один из них, видя страдания безгрешного Праведника, сказал: «Помяни меня, Господи, во царствии Твоем!» И Иисус отвечал: «Сегодня же будешь и ты со Мной в раю». Смерть Сына Божия на кресте сопровождалась грозными явлениями природы: померкло солнце, сотряслась земля. Многие видевшие это пришли в ужас, а один из римских воинов, следивших за порядком, воскликнул: «Воистину Человек сей был Сын Божий!» И народ, бывший при распятии, в страхе стал расходиться, поняв, что казнен невинный, и поверив, что Иисус Христос и есть Мессия.

Под крестом стояли Мать Иисуса и Его любимый ученик Иоанн. Когда Христос увидел их, то обратился к Иоанну, прося позаботиться о Его Матери. Ученик взял Пречистую Деву Марию к себе в дом и заботился, как о своей матери.

Все это случилось в пятницу — накануне праздника Пасхи, поэтому первосвященникам не хотелось оставлять распятие до субботы. Они просили у Пилата позволения перебить голени казненным и снять тела с крестов. Воины проделали все это с разбойниками, но, когда подошли к Христу, увидели, что Он уже мертв. А один из воинов проткнул копьем ребра Иисуса. Из раны истекли кровь и вода.

Крест — орудие страданий Спасителя, орудие казни, но уже с первых веков христианства он приобрел символическое значение священного знака. Во II— III вв. почитание креста было столь распространено, что христиан называли «крестопоклонниками»; после обретения животворящего креста в Святой Земле матерью царя Константина равноапостольной Еленой его прямое изображение стало преобладать над монограммным. Крест Христов возносится и воздвигается, чтобы, смотря на него, вспоминать страдания Иисуса, которые он принял на себя ради спасения человечества, поклонение кресту и осенение себя крестным знаменем символизирует призывание имени Божия и его славословие. Честь и сила креста приобрели в жизни почетное место на царских венцах и на куполах храмов, в храмовых интерьерах и богослужебной практике. «Всякое, конечно, деяние и чудотворение Христово весьма велико и божественно, и удивительно, но удивительнее всего — Честный Его Крест. Ибо смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже самую смерть, возвращено первоначальное блаженство, открыты врата рая, наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками не через другое что, а через Крест Господа нашего Иисуса Христа. Ибо все это устроено через Крест» (Иоанн Дамаскин).