Поводом к празднованию этой иконе Богоматери послужила осада Пскова в 1581 году. 26 августа этого года город обступили полчища польского короля Стефана Батория. Псковский владыка незадолго до этого отправил посольство в Печерский монастырь к игумену этой обители Тихону, прося последнего прийти в Псков с чудотворными иконами Богоматери Успения и «Умиления». Святитель, видя смятение псковичей, возложил все упование на заступление Небесной Владычицы, и его благочестивые чаяния оправдались.
Наступило 27 августа. Оставалось несколько дней до решительного приступа Батория к Пскову. В это время в сенях своей кельи сидел один благочестивый старец Дорофей, занимавшийся кузнечным ремеслом. Невеселые думы обступили убеленного сединами старца. Горько сетовал он о несчастьях родного города. Но вот перед скорбящим Дорофеем предстало дивное видение. В лучах необыкновенного света он узрел Богоматерь. Владычица шествовала по воздуху, поддерживаемая за обе руки преподобными Антонием Печерским и игуменом Печерской же обители близ Пскова Корнилием. Удивленный Дорофей увидел затем, как Небесная Владычица, миновав городскую стену, вошла вместе с преподобными в Покровскую церковь. Затем по выходе из храма Она остановилась на городской стене и спросила:
— Где Мирожский строитель Нифонт, епископ Новгородский?
И внезапно перед Ней предстал святитель сей и с глубокой скорбью сказал:
— О, Пресвятая Владычице! В моем монастыре в это лето не было литургии.
На эти слова Богоматерь отвечала:
— Сыну Моему и Богу так угодно было. Вслед за этим Она громким голосом воззвала:
— Где избранники Божии, лежащие в церкви св. Троицы?
И тотчас перед Ней предстали благоверные князья земли Русской: равноапостольный Владимир, киевский князь Василий и псковские правители Гавриил и Тимофей. Позади них Дорофей усмотрел блаженного Николая Псковского и преподобных Евфросина с Саввой. Все они с великим благоговением преклонились перед Богородицей, а Она в гневе обратила Свои взоры на город и сказала:
— О, люди беззаконные! Вы прогневали Сына Соего, Господа и Бога, и осквернили град сей скверными делами. И вот теперь пришла на вас туча и беда великая за то, что вы Сына Моего и Меня не познали.
Услышав эти слова Богоматери, стоявшие около Нее преподобные с великим воплем воззвали к Ней:
— Владычице Богородице! Есть грех на людях и беззаконие. Но не прогневайся на них и помолись Сыну Твоему и Богу нашему за град сей и за людей согрешивших.
С таким же молением обратились к Богоматери и бывшие около Нее князья. Тогда Пресвятая Богородица умилосердилась над несчастным городом. Она позвала к себе старца, созерцавшего видение, и когда Дорофей, как бы подхваченный вихрем, увидел себя стоящим около Богородицы, Она сказала ему:
— Старец! Иди немедленно к боголюбивым воеводам, к печерскому игумену и в собор Пресвятыя Троицы и возвести, чтобы прилежно и непрестанно молили Господа Бога и принесли Печерский образ с хоругвями на стену города, на то место, где стою Я. Пусть поставят здесь одну пушку, а другую внизу, и стреляют из них по королевским шатрам и влево за королевские шатры.
При этом Богоматерь указала рукой на означенные места и, повелев Дорофею внушить гражданам плач о грехах, в утешение сказала:
— А Я буду молиться Сыну Моему и Богу о прощении ваших грехов.
Дорофей исполнил повеление Владычицы, и игумен Печерский вместе с гражданами начал ежедневно совершать крестные ходы на городскую стену.
Между тем приближался день приступа врагов к городу. 7 сентября от сильной пальбы по городу в стене его образовался большой пролом, около которого загорелась жестокая битва. Враги завладели уже двумя башнями, на которых и водрузили свои знамена. Защитник Пскова Шуйский был в этой схватке ранен, и граждане начали видимо ослабевать. В эту роковую минуту по приказу воевод к пролому принесены были мощи псковского князя св. Гавриила с чудотворными образами, и произошло неслыханное чудо. Когда св. мощи и иконы были подняты из собора, то впереди них к пролому приехали на конях три давно уже умерших монаха: келарь Печерского монастыря Арсений Хвостов, казначей Иона Наумов и игумен Мартирий. Родом они были бояре и в мире слыли за храбрых воинов. Приблизившись к ослабевающим и падающим духом гражданам, они громким голосом воскликнули:
— Не бойтесь, братие! Станем крепко, устремимся на литовскую силу вместе: к нам грядет Богородица со Своим заступлением и с помощью всех святых.
Это неожиданное ободрение окрылило упавших духом воинов и воевод. Все граждане с радостью восклицали:
— Богородица к нам грядет, о друзи! Умрем вместе за Христову веру и за православного царя и не предадим города Пскова.
Показалось церковное шествие. Зрелище крестного хода воодушевило ослабевших воинов, и все они дружно устремились на врагов, восклицая:
— Не предадим Богоматери и св. Всеволода. До самой ночи продолжалась упорная сеча, и ляхи прогнаны были от городских стен.
В благодарность Пречистой Деве тогда же решено было соорудить храм во имя Ее Рождества. Церковь была построена близ Покровской церкви, у места пролома. Впоследствии в Покровскую церковь написан был образ Богоматери. Богородица изображена на иконе вместе с преподобным Антонием и Корнилием и окружена благоверными князьями: киевским Владимиром и псковскими Тимофеем и Гавриилом и псковским юродивым Николаем. Образ этот прославился многими дивными знамениями заступления Небесной Владычицы. По имени церкви, в которой он был поставлен, образ назван Псково-Покровским. Эта икона известна еще под названием «Явление Богоматери старцу Дорофею».

Евгений Поселянин "Сказания о чудотворных иконах Богоматери". (1919г.)

Празднуется 14 октября.

(1 октября по старому стилю).

В Троицком Соборе замироточила Псково-Покровская икона Божией матери

На прошлой неделе в Пскове в Троицком Соборе замироточила Псково-Покровская икона Божией матери. Как сообщил корреспонденту ПАИ настоятель Свято-Троицкого собора отец Иоанн, этот явление говорит «о большой милости к нашему городу и собору». Мироточение иконы является настоящим чудом. По словам о.Иоанна, такое обильное мироточение иконы наблюдается впервые. Возможно, в прошлые века она тоже подавала знак, но подобные случаи нигде не зафиксированы документально. В Пскове это уже второй случай, уже более года мироточит также в Соборе Святой Троицы икона великомученика и целителя Пантелеймона. Основой для создания иконы "Богородица Псково-Покровская" послужило "Сказание о видении Дорофея", повествующее о чудесном явлении Богородицы и святых старцу Дорофею, монаху Покровского монастыря во время осады Пскова войсками польского короля Стефана Батория в 1581 году. "Сказание" - самый ранний литературный памятник, посвященный героической обороне Пскова. В устном варианте оно стало широко известным уже в дни обороны. На иконе изображены Покровский монастырь и Покровская башня, Tpoицкий собор и некоторые другие храмы, река Великая, крепостные стены, Мирожский и Печорский монастыри. В соответствии с текстом "Сказания", изображены - Богородица и святые князья Василий-Владимир Киевский, Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей Псковские, архиепископ Новгородский и Псковский Нифонт, преподобные Антоний Киево-Печерский и Корнилий Псково-Печерский, Никола Блаженный Псковский, а также святые преподобные Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, изображен и сам старец Дорофей. Икона пропала во время оккупации Пскова немецко-фашистскими захватчиками в 1944 году. В 1970 году неожиданно стало известно ее местонахождение. В Мюнхене прошла выставка, на которой под номером 234 экспонировалась икона из частного собрания со странным названием "Псков и его окрестности". В собрание же икона была помещена с еще более странным объяснением сюжета - "перемещение чудотворной иконы из Печерского монастыря в Троицкий собор Пскова". Это и была "Богородица Псково-Покровская". С 1970 года местонахождение иконы не менялось, она была все в той же частной коллекции. В начале 1990-х годах Псковский государственный музей-заповедник передал в отдел регистрации Министерства культуры РФ список принадлежавших ему особо выдающихся историко-художественных ценностей, вывезенных в 1941 -1944 годах оккупантами и не возвращенных музею. Первым номером в этом списке значилась икона "Богородица Псково-Покровская". Германские власти выкупили икону из частной коллекции. Во время визита президента России Владимира Путина в Германию власти этой страны передали ему икону "Богородица Псково-Покровская". Теперь икона заняла свое место в главном храме Псковской области - Свято-Троицком соборе.

26.01.2005

Тропарь, глас 4-й

Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякого зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.

(Из книги "Справочник паломника Кубани", Екатеринодар, 2000 г.)

Молитва пред иконой "ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ"

О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога и Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию поклоняющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть.Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим, и испроси у Бога Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставникам разум и смиренномудрие, супругам любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощные люди Твоя; рассеяные собери, заблудшие на путь правый настави, старость поддержи, юные уцеломудри, младенцы воспитай и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на страшнем суде Сына Твоего, преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Царице моя Преблагая, Надеждо моя Пресвятая, приятелице сирым и странным Заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь: отвсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, уврачуй и спаси яко безнадежна. Не имам бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Призри убо на мя грешнаго и во озлоблении сущаго, и покрый мя пресвятым омофором Твоим, да избавлен буду от зол, мя обышедших, и восхвалю выну препетое имя Твое. Аминь.