В XV в. в Германии возник аллегорический тип Богоматери в облике Апокалиптической жены. В этой иконографии Богоматерь представлена в рост, с Младенцем на руках; ее ноги опираются на лунный серп, от фигуры исходят золотые лучи, образующие ореол сияния (мандорлу), на голове Богоматери (в большинстве изображений и на голове Младенца) корона. Образ является прямой иллюстрацией слов Апокалипсиса: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на голове венец из двенадцати звезд... И родила она младенца мужского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным...»(0тк. 12:1,5). Подобные изображения известны в гравюрах, в скульптуре, в миниатюрах и на витражных стеклах, начиная с XV в. Различные варианты данного иконографического типа получили большое распространение в польском искусстве, откуда через Украину, Белоруссию и Литву пришли в Россию. К этой иконографии принадлежат почитавшиеся в России иконы Виленская и Благодатное Небо из Архангельского собора Московского Кремля. Последняя была создана царскими иконописцами Оружейной палаты в 1678-1680 гг. по имеющемуся у них западному образцу. Вероятно, по этому же образцу была исполнена в 1682 г. и икона-аппликация для церкви Распятия Большого Кремлевского дворца. Ее автор —Василий Познанский, был выходцем с западных земель. Возможно, он и привез в Москву этот иконографический образец.
Икона из Третьяковской галереи воспроизводит один из вариантов этой иконографии. Богоматерь представлена в рост, фронтально. Ее руки, поддерживающие Младенца, скрещены; в левой руке — белый плат; пальцы правой руки сложены в жесте благословения. Младенец Христос изображен с закрытым Евангелием в левой руке. На головах Матери и Сына золотые короны с крестами, окруженные нимбами. Вверху два летящих ангела возлагают корону на голову Богоматери. Третий ангел венчает короной голову Младенца Христа. Богоматерь изображена на фоне красного овала мандорлы со светлыми охристыми лучами сияния. На ее плечах две белые лучистые звезды. Под ногами Богоматери — лунный серп. На мандорле надпись: «жена, облеченная в солнце». На лунном серпе продолжение надписи: «и луна под ногами ее». Ближайшие иконографические аналогии иконы обнаруживаются в польском искусстве.