"В 5 верстах от города Минска стоит деревня Крупцы помещика Вериги, издревле славная чудотворной иконой Божией Матери. Сюда по воскресениям из города от мала до велика, особенно летом в так называемую по-здешнему обычаю молодиковую неделю (первую неделю новолуния) спешат, как бы для успокоения души от сует городских, поставляя за священную обязанность пред образом Богоматери излить религиозные свои чувства, утешить себя в скорбях. неразлучных с каждым в этой жизни и утолить жажду души и тела струями живоносного источника, истекающего из-под самого алтаря храма, стоящего на горе. Воде этой чистой, пресной приписывают целительную силу, особенно от болезней глаз, для приемлющих её с верою. Самое положение Крупцов соответствует святости места, ибо расположены они на возвышении между рощами и текущею внизу рекою Свислочью, на коей стоит сам город Минск, и дорога сюда пролегает по берегу речки, окаймлённой с обеих сторон лесом, и таким образом чрез путешествие в Крупцы удовлетворяется кроме религиозного чувства и чувство изящного"...

Жители микрорайона Веснянка теперь считали бы эту церковь своей, ведь после 1972 году Крупцы попали в черту города, дав название улице. Но к тому времени церкви в Крупцах уже не было. Еще в 1936 году её, как и многие другие, разрушили; одним словом, - "не сохранилась"... Сохранилось старое архивное дело, в котором написано:

"По преданиям местной церкви, год явления иконы обозначен на иконе: 1612 г. 1-го октября, писана на кипарисной доске вышиной 1, шириной 3/4 аршина. Церковь сооружена в том же 1612 г. и по некотором времени, как видно из сохранившихся актов, была угнетаема особенно прежним вотчинником имения Крупцов Еленским, которым были забираемы все её доходы. Впоследствии униаты, завладев Воскресенскою протопопиею в г. Минске, завладели и принадлежавшею к ней Крупецкою церковию и Св. иконою Божией Матери. Но около 1818 г. усердием монахинь бывшего Минского Свято-Духова монастыря церковь возобновлена, а с воссоединением в 1839 г. унии возвратилась в недра Православной Церкви и причислена к Минскому городскому Екатерининскому собору". Икона была явлена непосредственно на источнике.

А вот что рассказывается о переустройстве Крупецкой церкви: "По давности времени и оставаясь почти без поддержки, церковь пришла в крайнюю ветхость и разрушение. Приверженность христиан, поклоняющихся образу, возбудила усердное желание возобновить храм. Начальник губернии действительный статский советник Шкларевич Феодот Николаевич первый подал эту благую мысль и принял на себя труд, и в июле прошлого 1856 года благословением Высокопреосвященного Михаила, архиепископа Минского и Бобруйского, совершена была закладка церкви. Еще до сего времени при содействии губернатора бывшим содержателем акцизного откупа в Минской губернии надворным советником Ворониным Степаном Дмитриевичем пожертвовано 2500 руб., а при закладке, по примеру архипастыря и начальника губернии, все присутствовавшие военные и гражданские чиновники принесли посильное денежное пожертвование, и таким образом добавилось 813 руб., а заведующим Минском городским театром от данного артистами благотворительной цели спектакля представлено на украшение храма 113 руб. 3 1/2 коп. [...] Высокопреосвященным Михаилом разрешено употребить более годный материал от старой Воскресенской деревянной церкви в Минске, который доставлен на место усердием некоторых минских татар. Строителями храма назначены были староста городского собора, купеческий сын Александр Свечников и управляющий по доверенности надворного советника Воронина акцизным откупом коллежский асессор Кракатица, а для наблюдения по искусственной части чиновник губернской строительной и дорожной комиссии Полонский".

Как видим, существовавшая тогда традиция постройки храмов на всенародные пожертвования и здесь проявилась в полной мере. Вот почему архивист старается перечислить всех потрудившихся для этого благого дела, подробно описывает убранство вновь сооружённого храма и его торжественное освящение. Это действительно был праздник не только для минчан, но и для жителей отдалённой округи.

"При усердном содействии церковь ныне воздвигнута на том же месте, пространством обширнее прежнего и обширностью своею удовлетворяет важности. В основании условий проекта лежало дать храму характер православный. Вход в церковь с трех сторон по особо устроенным крыльцам. Со входа на левой стороне в новоустроенном вызолоченном киоте поставлен чудотворный образ Божией Матери в том же облачении и рамке без всякого изменения, а на правой стороне в таком же киоте поставлена храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы. В иконостасе представляется нам живопись но образцам древним [...] Иконы эти пожертвованы купеческим сыном Александром Свечниковым и его супругою. При старании сего же Свечникова церковь украшается пожертвованными московскими купцами большим паникадилом, подсвечниками и прочею утварью. Супруга начальника губернии |...] своим иждивением, большей частью, своими руками приготовила напрестольные облачения и все вообще принадлежности, служащие к украшению алтаря. 26 сентября в день праздника Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова назначено было освящение церкви, еще накануне сего дня вечером в присутствии начальника губернии [...] совершена была Собором, по перенесении чудотворного образа в новоустроенный киот, всенощная, а назавтра, при собравшемся из города и окрестностей множестве чиновников, дворян и прочих, совершено было Высокопреосвященным Михаилом освящение церкви [...] По окончании церковного служения купеческим сыном Свечниковым были приглашены все на приготовленный здесь же под открытым небом при церкви завтрак на покрытых белыми скатертями в длину более 6-ти сажен столах, а нижним чинам Минского гарнизонного батальона, прибывшим для парада, по распоряжению командовавшего в то время батальоном [...] не мало также содействовавшего в постройке церкви майора Роговского, отпущено управляющим чарочным откупом евреем 5 ведер водки и роздано также 200 фунтовых белых булок. 1 октября в день храмового праздника Покрова пресвятой Богородицы собрание народа было еще многочисленнее, поле кругом на большом пространстве темнелось, быв покрыто народом и рядами повозок и телег; за 70 и более верст прибыли узреть новый храм и поклониться святому образу в новом киоте"...

Таким образом, икона постоянно находилась в Крупцах до 1884 года, когда Преосвященный Варлаам, согласно желанию многих православных минчан, возбудил пред Святейшим Синодом ходатайство о разрешении переносить эту святыню с торжественным крестным ходом в Минск в построенную им Крестовую церковь архиерейского дома. Так как в зимнее время богослужение в Крупецкой церкви не совершалось, то желающие молиться перед иконой на полгода лишались этой возможности. Ходатайство было Синодом удовлетворено, и с тех пор Крупецкая икона Божией Матери ежегодно 6 мая (ст. стиль) торжественно переносилась в Крупцы, а 1 октября (ст. стиль) столь же торжественно возвращалась назад в Минск.

Шли годы. В 1924 году безбожными властями церковь была закрыта. Известно, что Крупецкая икона Божией Матери в 1925 году находилась в Свято-Екатерининской церкви, которая принадлежала тогда православным. В феврале 1927 года власти проверяли имущество Екатерининской церкви и обнаружили икону, не значившуюся в описи. Очевидно, православные верующие пытались укрыть свою святыню. Одновременно обновленцы, захватившие Свято-Петро-Павловский кафедральный собор, узнав о находке, потребовали ее передачи себе, что и было властями сделано. Таким образом, начиная с 1927 года, икона находилась в Свято-Петро-Павловском соборе до его уничтожения в 1936 году. Тогда же, в 1936 году, и Свято-Покровская церковь подверглась насильственному разрушению. Но не иссякал поток православных к целебному источнику.

Вот бесхитростные воспоминания Агафьи Яковлевны Коптенковой, 1917 года рождения, проживающей ныне в Минске по ул. Чкалова: "Я приехала в Минск в 1934 году. Тогда действующих церквей было мало, многие стояли закрытыми. Один храм взрывали на моих глазах. Когда я стала ходить на Криницу (1944-1946 гг.), храм уже был разрушен, а у подножия холма верующие находили обломки от икон, которые собирали и сжигали.

Сам источник находился внизу, вокруг росли деревья. Ходили к нему круглый год, обычно через дворы, приносили крест, в развилках деревьев ставили свечи.

Во время войны почитаемая икона была утеряна, от деревни осталось всего несколько домов. Святое место еще совсем недавно находилось в запустении. Но, к счастью, сохранило оно прежнюю живописность, уцелел и родник, вытекавший некогда из-под церковного алтаря. Сюда и пришли члены Братства в честь Архистратига Михаила.

...С упованием о Господе молятся и трудятся братчики и прихожане возрождённого прихода. Власти города поддерживают начинания Братства, церковные владения на наших глазах возвращаются церкви, среди нынешних "сынов купеческих" отыскались люди, для которых чувство религиозное и чувство изящного не являются отвлечёнными понятиями.

Православная Святыня возродилась, и наш город украшают храмовые строения церкви Покрова Пресвятой Богородицы.

Празднуется 14 октября.

(1 октября по старому стилю).