Она находится в центре Бессарабии, в Гербовецком монастыре, расположенном в 60 верстах от Кишинева, и принесена в эту обитель около 1790 года.
В это время обителью управлял игумен Пахомий, находившийся в дружеских отношениях с полковником Н. А. Албадуевым. Последний в 1790 году, в Рождественский пост, прибыл в Гербовецкую обитель для говения и приобщения Святых Таин. Исполнив этот христианский обычай, Албадуев взял у настоятеля необъезженную лошадь и как только сел на нее, чтобы ехать домой, она бешено ринулась вперед И сбросила с себя полковника. Албадуев ударился о стену настоятельского дома и здесь же скончался. Это было 14 декабря. 17 числа того же месяца братия Гербовецкого монастыря предала тело умершего погребению в старой церкви у иконы Николая Чудотворца, о чем свидетельствует и до сих пор сохраняющаяся там надгробная дубовая доска.
После смерти Албадуева, как одни говорят, мать, а другие — жена его принесла в монастырь икону Божией Матери — семейную святыню, по завещанию передававшуюся с незапамятных времен из рода в род. Вскоре после этого местные жители, прибегавшие к образу Богоматери с верой в предстательство Владычицы Небесной, стали получать пред Ее св. иконой облегчение в нуждах своих и исцеление в болезнях. Поэтому народ стал почитать этот образ и назвал его по месту нахождения Гербовецкой иконой Богоматери.
Усердием Степана Лупова, впоследствии схимонаха Серапиона, скончавшегося в одном из Афонских монастырей, и его жены Елены Ивановой, урожденной Браяско, принявшей потом монашество с именем Ельпидии в Тамбовском Успенском скиту, икона была украшена серебряной ризой, на которой сделана надпись: «1816 г., март 31». При настоятеле архимандрите Иерониме эта риза усердием кишиневских граждан была вызолочена, украшена драгоценными камнями, а для иконы — сделан великолепный киот.
Гербовецкая икона Богоматери писана на холсте, наклеенном впоследствии на липовую доску. Монастырское предание гласит, что со времени принесения образа в Гербовецкую обитель последняя трижды была разоряема и сжигаема турками, но каждый раз возвращавшиеся в монастырь братия находили св. икону в пепле неповрежденной. И до сих пор можно ясно видеть на иконе следы действия огня: краска на одежде Богоматери и Предвечного Младенца, на Ее левой руке почернела от огня и вскипела, но лик и руки Богоматери и Спасителя нисколько не пострадали, и живопись прекрасного, свежего письма. Точно так же и свиток, который Богомладенец держит в левой руке, сильно поврежден огнем, но сама рука Христа совершенно чиста. Икона имеет в ширину 13 вершков, а в длину — 20 3/4 вершков; доска же, на которую наклеен холст, имеет в ширину 15 3/4 вершков, а в длину 22 1/4 вершка.
В составленной при архимандрите Серафиме в 1817 г. описи монастырского имущества на молдавском языке значится: «икона великая, ветхая, особо поставленная — образ Пресвятыя Богородицы; обложена вся серебром».
Еще письмо главного попечителя переселенцев южного края России генерала И. Н. Инзова к гербовецкому архимандриту Иоанникию свидетельствует, (что и правительство содействовало больным отправляться в Гербовецкую обитель для поклонения образу Богоматери.
Обитель эта неоднократно испытывала над собой покровительство Божией Матери. Так, например, во время моровой язвы и холерной эпидемии, уносивших лютни жертв в Бессарабии, все жившие в стенах Гер6овецкой обители под покровом Божией Матери оставались целы и невредимы.
Гербовецкая икона Богоматери пребывала в обители того же имени около 70 лет, источая множество чудес, память о которых свято хранилась в народном предании. По истечении указанного времени кишиневские граждане, из которых многие на себе испытали чудотворную силу от иконы, решили просить о ежегодном перенесении святыни Гербовецкого монастыря на зимнее время в г. Кишинев. По ходатайству местного архиепископа Антония постановление о сем Святейшего Синода удостоилось Высочайшего утверждения 17 января 1859 года. С тех пор ежегодно чудотворный образ Богоматери 1 октября переносится из Гербовецкой обители в Кишинев, в Крестовую церковь, и уносится оттуда обратно в обитель 23 апреля. При том и другом перенесении чудотворной иконы участвует в крестном ходе множество народа. К этому торжеству приходят и одержимые различными болезнями и недугами, и многие из них получают исцеление. Из множества случаев проявления милости Владычицы Небесной к страждущим мы здесь приведем лишь наиболее известные.
И. М. Гречин-Людвигский, житель села Пуцуптей Оргеевского уезда Бессарабской губернии 23 сентября 1861 года явился в Гербовецкий монастырь и представил настоятелю архимандриту Иерониму собственноручную записку. В ней он писал, что в декабре месяце 1860 года супруга его Мария Иванова опасно заболела, лишилась возможности ходить и потеряла надежду на продолжение жизни. Во время переноса Гербовецкой иконы Богоматери из Кишинева в монастырь в 1861 году, когда торжественное шествие было на пути между селами Дишкова и Бравичи, она обратилась с горячей молитвой к Царице Небесной и потом, попросив окружающих подвести ее к св. иконе, приложилась к ней. На другой день она удостоилась принятия Святых Таин в сельской церкви с. Бравичи и через три недели после этого стала совершенно здоровой.
В том же 1861 году в ноябре 29 числа на имя архимандрита Иеронима пришло письмо от Варфоломея Усаневича, священника с. Мачихи Брацлавского уезда Подольской губернии. В письме священник рассказывал о своей дочери следующее. Когда она достигла пятимесячного возраста, ей привили оспу. Как известно по опыту, процесс созревания оспы совершается от 9 дней до двух недель. Однако с его дочерью случилось совершенно иначе. Оспенные пузырьки не засыхали больше 7 недель и воспаление от них продолжало усиливаться. Ребенок мучился и сильно исхудал. На восьмой неделе ручка дитяти вся покрылась краснотой, вызванной сильнейшим воспалением. Священник обращался за советом и помощью к различным врачам, но те не могли ослабить страданий его дочери, и воспаление стало распространяться далее по плечам и груди младенца. Наконец, врачи отказались продолжать лечение и объявили, что они не могут понять свойства этой болезни. Ребенок отказывался уже от материнской груди, и священник со своей супругой стали ожидать кончины дочери. В этом тяжелом положении родители вспомнили о чудотворной Гербовецкой иконе Богоматери, список которой они имели в своем доме. Они пали на колени перед образом и умоляли Владычицу Небесную о помиловании их и исцелении их дочери от лютого недуга. Не успели они окончить свою молитву, как их дитя, не спавшее в течение целых суток, стало быстро засыпать. С ужасом взирали родители на свою дочь: казалось, она кончается, потому что не было заметно ее дыхания. Но то был исцеляющий сон: через час ребенок проснулся, стал двигать больной рукой, которая находилась без движения целую неделю, и принял свойственную его возрасту пищу. На третий день после этого дочь священника совершенно выздоровела без всяких медицинских пособий.
София, жена служащего в Бессарабском приказе общественного призрения Д. И. Сурачана, долгое время так страдала от боли в ногах, что совершенно не могла ходить. В августе месяце 1860 г. она прибыла в Гербовецкую обитель, приложилась к чудотворному образу Заступницы рода христианского и через непродолжительное время получила совершенное исцеление от своего недуга.
Агафия, жена К. Поповского, жившая в с. Киперчен, в 1860 г. поражена была параличом. Она настолько жестоко страдала от этой болезни, что не могла без посторонней помощи передвигаться, и сделалась совершенно неспособной к какой бы то ни было работе. Родственники, сочувствуя ее горю, по возможности, принимали участие в плачевном ее положении, а дочь неотлучно находилась при ней и водила ее под руки с места на место. Два года мучилась Агафия. Она прибегала ко всевозможным домашним и медицинским пособиям, но напрасно: недуг ничему не уступал и, казалось, предвещал больной близкую смерть. Грустно было смотреть на эту жертву страдания, когда приводили ее в церковь.
В начале 1863 года она случайно у церкви встретилась с местным священником и, заливаясь слезами, просила у него совета.
— Молись и молись непрестанно Царице Небесной, — говорил тронутый жалким ее положением священник. — Старайся добраться до Гербовецкой иконы и поведай скорбь свою Владычице. По вере твоей Она, может быть, и поможет тебе.
Больная решила во что бы то ни стало исполнить добрый совет пастыря. Когда в апреле месяце того же года совершался крестный ход с чудотворной Гербовецкой иконой, Агафия стала усердно просить богомольцев помочь ей дойти до чудотворного образа Богоматери. С помощью их и своей дочери она подошла к иконе и излила перед Владычицей Небесной всю свою печаль в немых, но понятных для всех выражениях страждущего сердца. С помощью богомольцев Агафия провожала чудотворную икону до самого Кишинева, а потом оттуда приняла нелегкое для параличной больной путешествие в Гербовецкий монастырь, чтобы и там помолиться Богоматери. И Царица Небесная явила ей безмерное богатство Своего милосердия. Возвратясь из обители домой, Агафия почувствовала значительное облегчение: члены ее организма стали малопомалу крепнуть; она видимо оживала. Скоро от прежнего расслабления не осталось и следа.
В 1861 г. крестный ход с Гербовецкой иконой Богоматери, шедший из обители в Кишинев, 20 сентября достиг г. Оргеева. Сюда вместе с другими священнослужителями прибыл для участия в церковном торжестве и священник с. Гардинешт Никифор К. Он уже полгода страдал изнуительной лихорадкой, доведшей его до полного изнеможения. Угрюмый его вид, бледно-желтое лицо, впалые глаза, слабость сил — все это свидетельствовало о сильном развитии его болезни и внушало его родным серьезные опасения. Они убеждали его остаться дома, но о. Никифор высказал твердую решимость и пламенное желание участвовать, насколько возможно, в крестном ходе и служить чудотворной иконе Богоматери. Тщетно уговаривали его и другие иереи, хорошо знавшие слабость его здоровья, воздержаться от непомерного физического напряжения.
— Больному человеку, — говорили они, — следовать пешком за крестным ходом на такое расстояние не безопасно.
Но о. Никифор оставался непоколебимым. Отстаивая свое желание, он повторял одно:
— Владычица мира, уврачевавшая десницу св. Иоанна Дамаскина, отрубленную врагами веры, ужели не подкрепит меня и не подаст здравие и утешение вопиющим с верой: «Пресвятая Богородице, спаси нас»!
И он шел, шел целый день с крестным ходом и достиг до г. Оргеева, где назначен был отдых, и здесь вместо обычного утомления после продолжительной ходьбы почувствовал давно неизвестную ему бодрость, легкость и крепость. Пароксизмы с той поры прекратились, и больной священник как бы переродился и получил новые, юношеские силы. Пользуясь с того времени хорошим здоровьем, он всю свою жизнь не переставал возвещать о дивных благодеяниях Богоматери и с любовью часто взывал:
— Аще бо Ты, Владычице, не бы предстояла, молящи, кто бы нас избавил от толиких бед!
Вот еще столь же поразительный случай исцеления помощью и заступлением Царицы Небесной. Житель того же села, церковный староста Александр Дементий в 1863 г. внезапно был поражен параличом: его левая рука, глаз, левая половина головы и языка онемели и находились без всякого движения. Продолжительные хлопоты родни, бегание за помощью и пособиями туда и сюда, употребление разных средств для оживления парализованных частей организма — все это не улучшало положения больного, и Александр в начале 1864 г. обратился с полным упованием к помощи Пресвятой Богородицы и просил совершить акафист и молебен перед Ее Гербовецким образом. Он стал поправляться. Почувствовав в себе достаточно сил, Александр отправился в Гербовецкую обитель и здесь получил полное исцеление от своего недуга.
В апреле месяце 1862 г. в селении Верхне-Кипричен от укусов бешеным домашним животным опасно заболели трое детей. Их немедленно отправили для лечения в городской госпиталь. В числе заболевших был и сын местного священника В. Л. Помня священные слова: «не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения», побуждающие к надежде не столько на слабые силы человеческие, сколько на помощь свыше, священник приехал в Кишинев и тотчас же поспешил в Крестовую церковь к чудотворной Гербовецкой иконе Божией Матери и здесь с глубокой верой умолял Владычицу Небесную избавить его сына от опасной и смертоносной болезни. И сын его был спасен. Двое из укушенных детей умерли от яда, разлившегося в неокрепшем еще детском организме, а сын священника при одних и тех же медицинских средствах и при одинаковом развитии болезни выздоровел. В благодарность за спасение своего сына и избавление его от водобоязни отец установил ежегодно 15 августа в своей церкви после литургии совершать молебен с акафистом Пресвятой Богородице, а также устраивать в своем доме трапезу для бедных.
Наконец, приведем рассказ Акулины Чухненко, помещенный в 1908 г. в «Кишиневских епархиальных ведомостях». «Я дала обет, — говорила она одному священнику, — в каждом году встречать чудотворный образ Божией Матери 30 сентября и провожать из Кишинева 17 апреля. Этот обет я дала еще с первых лет моего замужества, что исправно и исполняла. Но на восьмом году моего замужества как раз пришлось спускать вино с выжимок 30 сентября, почему по настоянию мужа, чтобы не испортить качества вина, я и не поехала встречать иконы, а осталась дома. Спустили вино с выжимок и бочку, ведер в 50, оставили на время на дворе и успокоились, что сделали хозяйственное дело, а о своем обете как будто и позабыли. Вдруг ночью услышали треск. Вышли на двор и увидели, что наша бочка с вином лопнула. При помощи соседей мы подняли бочку на уцелевшее дно и тем спасли незначительное количество вина, а остальное разлилось. Дети наши, 5-ти и 7-летние мальчуганы, в это время бегали босиком по сырой земле и простудились до того, что утром 1 октября мы пригласили врача. На другой день, уже 2 октября, был приглашен другой врач и нашел, что одного из детей можно еще спасти, но другого спасти нет никакой возможности... Я же, несчастная, вспомнив про свой обет, сознала, что вопреки своему обещанию встретить чудотворный образ Богоматери, поддалась увещаниям мужа ради хозяйственных и тленных выгод (ведь вино можно было спустить днем раньше или позже), почему и наказана. Горько я заплакала и, возложив все упование на Богородицу, не оставляющую нас в бедах, взяла обоих детей, лежавших как бревна, посадила в поезд и в таком виде привезла в Кишинев. Попросила в митрополии отслужить перед образом Гербовецким молебен Богоматери, на руках поднесла детей к иконе, налила им обоим в рот по нескольку капель освященной воды, и, о радость, мои дети там же почувствовали такое облегчение, что из церкви уже сами пошли, и домой привезла их уже почти здоровыми... Я сознаю и верю, что ныне живу по милости Божией и по заступлению за меня усердной нашей Ходатаицы, верю, что тогда дети мои выздоровели по милости Приснодевы. Есть, батюшка, еще и теперь свидетели болезни моих детей и что я их возила и они выздоровели после молебна у чудотворного образа».
Евгений Поселянин "Сказания о чудотворных иконах Богоматери". (1919г.)
Празднуется 14 октября.
(1 октября мпо старому стилю).