При царе Алексее Михайловиче (1645—1676 гг.), по установившемуся обычаю греческого духовенства, архимандрит Афонского монастыря Пахомий приезжал в Москву собирать приношения для Афонских обителей. Приездом его воспользовался знаменитый Никон, впоследствии патриарх, которому хотелось видеть в России точный список Афонской Иверской иконы. С разрешения царя, он договорился с Пахомием, что тот сделает точнейший во всем список чудотворной Афонской иконы и пришлет его в Москву. Вернувшись на Афон, Пахомий стал исполнять свое обещание. Написание иконы сопровождали постоянными церковными службами; иконописец держал строгий пост, принимая пищу только по субботам и воскресеньям. В 1648 году икона прибыла в Москву с тремя иноками Афонского Иверского монастыря. При них было письмо архимандрита Пахомия к царю с объяснением того, как писалась икона. Вот его содержание:
«Как есми приехал (Пахомий) в наш монастырь, собрав всю свою братию, 365 братов, сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми мощами; святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, старую Портаитскую (т. е. Иверскую), и в великую лохань ту святую воду собрали, собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного дерева, и опять собрали ту святую воду в лохань; и потом служили божественную и святую литургию с великим дерзновением (верою), и после святой литургии дали ту святую воду и святыя мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Ямвлиху Романову, чтобы ему написать икону. И та икона (новописанная) не разнится ничем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом — только слово в слово новая, аки старая».
Икона прибыла в Москву 13 октября 1648 года и встречена торжественно у Воскресенских ворот Китай-города царем со всем его семейством, патриархом и множеством народа. Неизвестно, где пребывала в Москве эта икона. Есть предположение, что царица Мария Ильинишна взяла у Никона эту икону и держала ее в своей домовой церкви. В 1654 году икону отправили к войскам, бывшим в походе против поляков.
Сохранилось такое описание:
«Тогож месяца мая в 15 день, — говорится, в Дворцовых разрядах, — государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси отпустил с Москвы в Вязьму чудотворную икону Пречистыя Богородицы Иверския, которая принесена в царствующий град Москву из Царяграда, от Парфения, патриарха Цареградского (т. е. из Греции, при тогдашнем патриархе Константинопольском Парфении (1647— 1650 гг.)), а за тем образом (т. е. для сопровождения его) отпустил государь в Вязьму Корнилия, митрополита Казанского и Свияжского (и с ним трех архимандритов, да трех игуменов). А из соборныя церкви (т. е. из Успенского собора, куда Иверская икона была принесена, вероятно, перед самым отправлением ее) образ Пречистыя Богородицы до монастыря Пречистыя Богородицы Донской провожал государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси, да святейший Никон, патриарх Московский».
После похода икона водворена опять в царицыных покоях, и затем сведения о ней прекращаются.
Афонская икона, по мнению исследователей, не есть известная всей Москве чудотворная Иверская икона, развозимая по городу и на краткое время бывающая в своей часовне у Воскресенских ворот. Указывают на несоответствие размеров и формы доски этой иконы с иконой подлинной.
Некоторые предполагают, что Афонская икона стоит забытой в Московском Новодевичьем монастыре, на южной стене монастырского собора, и появление здесь иконы объясняют тем, что царица Мария Ильинишна (Милославская) благословила ею дочь свою, царевну Софию. София заключена братом Петром в Новодевичий монастырь, пострижена с именем Сусанны и скончалась в схиме с именем Софии 7 июля 1704 г. Ее гробница стоит, как и икона, у южной стены соборного храма монастыря.
Евгений Поселянин "Сказания о чудотворных иконах Богоматери". (1919г.)
Празднуется 26 октября.
(13 октября по старому стилю).