Православная страна нам 9 лет

Православная страна

Объявление


Состав администрации:


  • Администратор- Grishu

  • Администратор - Света

  • Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


    Вы здесь » Православная страна » Публикации » Наркевич С. С. «Чудотворная икона Божией Матери Всех Скорбящих Радости


    Наркевич С. С. «Чудотворная икона Божией Матери Всех Скорбящих Радости

    Сообщений 1 страница 3 из 3

    1

    Наркевич С. С. «Чудотворная икона Божией Матери Всех Скорбящих Радости (с грошиками) и описание чудес от неё»

    Часть первая

    I. Багоговейное почитание святой иконы Богоматери


    В числе немногочисленных святынь г. С.-Петербурга особенной известностью пользуется не только в столице, но и во всей России икона Божией Матери Всех Скорбящих Радости, находящаяся в Скорбященской, на Стеклянном, часовне. Несмотря на то, что часовня эта расположена на окраине города, близ Невской заставы, и путь к ней лежит глухой местностью, мимо хлебных амбаров Александро-Невской лавры1, множество богомольцев ежедневно стекаются сюда с усердными молениями к Царице Небесной пред Ее чудотворной иконой. При этом не только люди бедные, но и состоятельные, здоровые и немощные считают своим священным долгом совершать паломничество к великой святыне пешком, отказывая себе в удобствах сообщения в вагонах парового трамвая. Умилительно видеть, как эти благочестиво настроенные богомольцы, подойдя к часовне, по праздникам часами терпеливо ждут очереди, чтобы войти внутрь ее, отстоять там молебен и приложиться к чудотворному образу. Не только жители столицы, но и приезжие из самых дальних местностей  —  все прибегают здесь к Владычице Небесной, прося себе, грешным, пред Ее чудотворной иконой заступничества пред престолом Всевышнего и всесильной Ее помощи во всех, в особенности же в скорбных обстоятельствах многотрудной жизни. Она, Всемилостивая Матерь Бога нашего, с любовию внимает здесь покаянным мольбам грешников и, по мере веры каждого притекающего к Ней, преизобильно преподает все потребное для временной жизни и вечного спасения: "слепым зрение, глухим слышание, болящим врачевание, скорбящим радование, всем во всякой беде сущим вспоможение и спасение".2

    0

    2

    II. Предания о происхождении Скорбященской часовни и чудотворной иконы Богоматери и описание их


    Великая святыня града св. Петра, чудотворная икона Божией Матери Всех Скорбящих Радости, вместе со Скорбященской часовней, получившей от нее свое наименование, стали известны сравнительно в недавнее время, тому назад 17 лет, со времени прославления святого образа. Ранее мало кто знал об этой часовенке, называвшейся Тихвинской часовней. До 1882 года она принадлежала к приходской Скорбященской церкви, что над воротами Александро-Невской лавры; с 1882 по 1898 год  —  к Борисоглебской Калашниковской церкви, а с 1898 года, по освящении устроенного у самой часовни нового храма, она перешла в ведение причта вновь образованного прихода Скорбященской на Стеклянном церкви.
    Часовня эта деревянная, в одну квадратную сажень в основании и в две сажени высоты. По внешнему своему виду она напоминает часовни, встречающиеся в селах на больших дорогах. Внутри оклеена она почерневшими обоями, отчасти обгорелыми. Входная дверь  —  решетчатая, железная, двустворная. Над ней некогда висел образ св. Ильи пророка, отчего некоторые называли часовню Ильинской. 20 июля, в день св. пророка Ильи, ежегодно совершался крестный ход к часовне и служился пред ней молебен св. пророку. При часовне стоял столб с изображением на нем святителя Николая чудотворца, почему она называлась прежде в церковных книгах "часовней при столбе", а также Никольской часовней. Так в записях церковных в 1803 году упоминается "часовня при столбе".3 Ближайшее наблюдение за часовней имел Василий Шитов, служивший на Стеклянном заводе, а сторожем при ней была одна старушка.
    О времени построения часовни не сохранилось документальных сведений. Среди местного населения есть предание, что она построена в царствование императрицы Екатерины II лодочниками у яличной пристани, от которой был перевоз на правый берег Невы к деревне Клочкам. Однажды лодочники увидели плывущую по реке икону, которая без всякой видимой причины остановилась у пристани. С благоговением они вынули святую икону из воды и соорудили для нее здесь же,

    на берегу, маленькую часовенку, которая стала именоваться Тихвинской: икона, вынутая из воды, был образ Тихвинской Божией Матери. Во время страшного наводнения в Петербурге в 1824 году часовня была подмыта и перенесена течением на противоположный берег Невы к деревне Клочкам. Жители Клочков оставили часовню у себя, а икону Божией Матери возвратили в селение Стеклянного завода. Тогда один из братьев Туляковых (Дмитрий) устроил для св. иконы новую часовню и поддерживал ее впоследствии, а также и снабдил ее образами. Когда же эта часовня совсем обветшала, жители селения Стеклянного завода на свои добровольные пожертвования соорудили сохранившуюся поныне новую часовенку и перенесли в нее все бывшие в прежней часовенке образа, в числе которых находился уже и образ Божией Матери Всех Скорбящих Радости.
    Эта последняя икона пожертвована была в часовню купцом Семеном Ивановичем Матвеевым, торговавшим в селении Стеклянного завода, в благодарность за чудесное спасение его от потопления, о чем сказано в его утвержденном духовном завещании. Однажды он в тихую погоду выехал на лодке из Петербурга в Ладогу. Вдруг поднялась буря, лодку опрокинуло волной, гребцы все потонули, сам же Матвеев, ухватившись за доску, долго носился по бурным волнам, отчаяваясь в своем спасении. Когда уже силы совсем ему изменили, он призвал на помощь Божию Матерь Всех Скорбящих Радости, честный образ которой, как особенно чтимая семейная святыня, получен был им от своей матери, происходившей из рода купцов Куракиных. Говорят, что один из купцов Куракиных принял эту икону, когда она была прибита волной к берегу Невы. Заступница  Усердная  услышала  мольбу  погибавшего  Матвеева  и  подала  благовременную  помощь.   Подул  боковой  ветер  и  доску  с  утопавшим  прибило  к  тому  месту,  где  стояла  Тихвинская  часовня.  Матвеев  возблагодарил  Владычицу  Небесную  за  свое  спасение  и  пожертвовал  в  часовню  свой  родовой  образ  Богоматери,   эту  замечательнейшую  теперь  святыню  столичного  города.4
    Икона  эта  в  высоту  имеет  9 5/8  вершков  и  в  ширину 7 1/2 вершков.  Написана она далеко не художником, простого суздальского письма, но глаза изображены до того прекрасно, что кажутся живыми.
    На темно-зеленом фоне иконы Богоматерь изображена во весь рост, стоящею на круглом коврике, со склоненною в левую сторону главою. 

    Вверху иконы изображен Спаситель на облаках, правою рукою благословляющий, а в левой держащий святое Евангелие.  Руки Богоматери распростерты  —  без Божественного младенца;  левая рука Ее протянута к изображенным подле больным, а правая указывает им на Спасителя.  Голова Божией Матери покрыта белым покрывалом с золотистым сиянием.  Верхняя одежда на Ней темно-синего цвета, а нижняя  —  темно-красного, сзади Царицы Небесной изображены зеленеющие ветки райских дерев.  Направо, под свитком с надписью "нагим одеяние", ангел прикрывает трех обнаженных до пояса женщин, а ниже другой ангел утешает седого старика и мужа средних лет, стоящих на коленях у ног Богоматери.  По левую от Нее руку, под свитком с надписью "больным исцеление", изображен третий ангел, указывающий руками на Владычицу двум больным мужам и женщине, а внизу их четвертый ангел побуждает молиться Богоматери и Спасителю двух коленопреклоненных больных, мужа средних лет и юношу, возбуждая в них упование на помощь свыше.
    Но что особенно привлекает внимание на святой иконе Богоматери - это маленькие монетки полукопейки, девять  —  чекана в царствование Императора Александра II, одна  —  чекана Императора Николая I и одиннадцатая монетка, четверть копейки, чекана Императора Александра II. Расположены монетки в некотором порядке: одна над свитком с надписью "нагим одеяние", вторая между этим свитком и ликом Богоматери, две монетки с левой стороны склоненной главы Божией Матери у сияния, четыре монетки расположены на Ее одежде, одна у ног Ее и две на одеждах коленопреклоненных двух больных, слева у ног Богоматери. Если присмотреться, то ясно видно, что монетки вовсе не вдавлены в краску, как это заметно на копиях с прославленной иконы, а держатся прямо на поверхности иконы и держатся без всякой видимой причины с тех пор, как Всевышнему угодно было, для нашего спасения, прославить эту святыню на радость и утешение болящим, скорбящим и обремененным в сей жизни.

    0

    3

    III. Прославление св. иконы небесным огнём




    Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь (Псал. XCVII, 1)

    В 1888 году 23 июля, в 2 часа пополудни, над столицей разразилась страшная гроза. При втором громовом раскате молния ударила в Тихвинскую часовню и, проникнув внутрь ее, обожгла стены и большую часть икон и образовала пламя, так что часовня очутилась в огне. Сбежался народ, прибежала и та старушка, которая сторожила часовню, но при этом забыла ключ от дверей часовни, так что должна была снова бежать к себе на квартиру через дорогу за ключом. Тотчас приехала и пожарная команда Шлиссельбургской части. Пожарные хотели ломать часовню, но наблюдавший за ней г. Шитов и бывший здесь народ не дозволили. Огонь вскоре потушили. В часовне оказался полный беспорядок. Молния ударила не в крест и не в главу часовни, то есть не по перпендикулярному направлению, а в фонарь, на котором утверждалась глава часовни, отщепила в нем с северной стороны дощечку и таким образом сбоку фонаря проникла в часовню. Здесь она опалила в некоторых местах стены часовни, повалила некоторые иконы на пол и разбила денежную кружку, рассыпавши по полу бывшие в ней деньги.
    Когда начали выносить из часовни оброненные молнией и загрязненные во время тушения пожара иконы, то невольно с благоговением увидели, что икона Божией Матери дивно обновлена небесным огнем; потемневший от времени и копоти лик Богоматери просветлел, и к нему чудно пристали, совсем не вдавленные в краску, одиннадцать грошиков из разбитой молнией кружки для пожертвований.
    Как то обстоятельство, что монетки эти не отпадали, хотя не были вдавлены в икону, а держались на ее поверхности, так равно и то, что Владычице Небесной угодно было обновить Свой образ и принять к изображению Своего лика именно самые мелкие медные монетки, напоминавшие лепты удостоившейся особенной похвалы от Господа евангельской вдовицы, все это невольно заставило увидеть в совершившемся не действие лишь одних естественных сил, а проявление чрез грозные силы природы всеблагого промышления Божественного о спасении человека. Народ приписал совершившееся всесильной деснице Божией и милосердию Царицы Небесной Всех Скорбящих Радости.
    Весть о дивном прославлении святой иконы небесным огнем с быстротой молнии облетела столицу. Массы богомольцев вереницами потянулись к часовне, больные, недужные, кликуши стали сходиться со всех сторон в надежде получить исцеление и многие возвращались совершенно здоровыми. Так, например, через месяц по прославлении святой иконы, к часовне был

    привезен крестьянин совсем расслабленный, уже несколько лет не покидавший постели. Прослушав здесь молебен и приложившись, по окроплении святой водою, к иконе Богоматери Всех Скорбящих Радости, он сам без посторонней помощи возвратился пешком домой.5  Неведомая дотоле Тихвинская

    часовня стала поэтому вскоре всем известною Скорбященской часовней. С раннего утра и до глубокой ночи местный приходской причт совершал молебствия пред святым образом Богоматери с грошиками по просьбе отовсюду стекавшихся богомольцев. По тесноте часовенки совершали богослужение впереди ее, сначала просто под открытым небом, а потом под тиковым навесом, под которым могло поместиться хоть небольшое число молящихся. Все же остальные с обнаженными головами, с молитвой на устах, окружали часовню, часто опустившись на колени на голую землю.
    С каждым днем число богомольцев все увеличивалось, так как весть о прославлении святой иконы из столицы стала распространяться по другим городам и селениям. Отовсюду стали прибывать люди разных званий и состояний, чтобы в усердной молитве пред чудотворной иконой излить Владычице мира свои радости и скорби, испросить себе благовременную помощь в бедах и благодатное исцеление в болезнях. С наступлением осени приток богомольцев не уменьшался. Тиковый навес стал плохой защитой от дождя и ветра, поэтому купец Орлов, арендовавший смежный с часовней участок земли, возымел благое намерение построить новую, более просторную часовню. Эта последняя, имея в длину 12 аршин и в ширину 11 аршин, сооружена в виде шатра над старенькой маленькой часовней, сохраняющейся в ней и до настоящего времени. Впереди этой старой часовенки в новой поставлен иконостас, подобный церковным иконостасам, но только царские врата в нем заменяют железные решетчатые двустворные двери, через которые можно войти внутрь старой часовенки.
    Прославленная икона Божией Матери Всех Скорбящих Радости теперь помещается не в старой часовенке, а в иконостасе, что устроен впереди ее, на том месте, где в церковных иконостасах помещается храмовая икона. Десятки лампад день и ночь мерцают пред сей святой иконой, громадных размеров подсвечник часто оказывается недостаточен для помещения всех возжигаемых богомольцами свечей. С 8, а по праздникам с 7 часов утра  и  до  6  часов  вечера6  непрерывно,  по  просьбе богомольцев, и поныне служатся молебствия Царице Небесной и разным угодникам Божиим. Многие стараются поспеть к первому утреннему молебну, совершаемому с водоосвящением. В два часа дня служится ежедневно молебен с чтением акафиста, т. к. в этом часу дня совершилось прославление святого образа.7  К 2-часовому молебну также бывает особенно большое стечение молящихся.
    Вообще до настоящего времени недостатка в богомольцах пред чудотворным образом почти никогда не бывает. Редкий из благочестивых обитателей столичного города не побывал в часовне и не молился пред чудотворной иконой. Особенно большое стечение к часовне бывает по праздникам, когда трудящийся люд освобождается от повседневных занятий и спешит излить свою душу пред Владычицей Небесной и испросить всесильной Ее помощи в трудах своих и начинаниях. Говеющие в дни Великого поста также считают потребностью скорбной души своей помолиться пред чудотворным образом Божией Матери Всех Скорбящих Радости, чтобы помышляя о множестве содеянных, лютых... и трепеща страшного дня судного, испросить себе Ее всемощное заступничество пред престолом Всевышнего.
    Вообще богатые и бедные, знатные и простолюдины, духовные и миряне, здоровые и больные,

    радующиеся  и  печальные,  все  отовсюду  и  поныне  притекают  к  Владычице  Небесной,  с  благоговением  повергаясь  пред   Ее  чудотворной иконой.  13 марта 1893 года благоугодно было посетить Скорбященскую часовню и чуткому к религиозным чувствам своего народа приснопамятному Царю Миротворцу Государю Императору Александру III вместе с супругой Государыней Императрицей Марией Федоровной и детьми Великой Княжной Ксенией Александровной и Великим Князем Михаилом Александровичем. Встреченные духовенством со святым крестом и водою, при пении тропарей "спаси Господи люди твоя"... и "к Богородице прилежно ныне притецем" с благоговением коленопреклоненно молились пред чудотворной иконой Благочестивейший Государь и Его августейшее семейство. Приложившись к Св. иконе,  Их  Императорские  Величества соблаговолили принять от духовенства точную копию с чудотворной иконы и семь маленьких образков Богоматери на память о посещении той часовни, в которой в их царствование совершилось дивное прославление Святой иконы и много чудесных исцелений.
    По выходе из часовни, при радостном "ура" собравшегося народа, Их Императорские Величества и Высочества отбыли в вагоне паровой конно-железной дороги, в котором они возвращались мимо часовни, после посещения малолетнего отделения Николаевского Сиротского Института на даче Куракина. Чрез несколько месяцев после посещения часовни в том же 1893 году Государь Император соблаговолил пожертвовать участок береговой земли, принадлежавший Кабинету  Его  Императорского  Величества,  для  сооружения  на  нем  новой  Скорбященской  церкви.8
    Нередко просят помолиться пред Святою иконою и люди инословных исповеданий: лютеране, католики, армяне, и местный причт считает себя не в праве отказывать им в просьбе и молит Господа, чтобы Он подал им Свою помощь "по вере их". Чтут святую икону во всех концах нашего отечества и далеко за его пределами. Одна итальянка нарочно приезжала из Италии в Петербург, чтобы помолиться Богоматери пред Ее чудотворною иконою и поблагодарить за оказанную помощь во время болезни, о чем свидетельствовали ее знакомые.9  До последнего времени во множестве получаются адресуемые в часовню телеграммы и письма из самых отдаленных местностей России с просьбами помолиться пред св. иконою о болящих, обиженных, убитых горем или несчастиями и т. п. и с поручениями поставить свечу пред образом, выслать икону, масла от лампады пред иконой, книжечку о часовне и т. п. Письма приходят и из холодной Сибири, и с теплого юга, и с дальнего Кавказа. Все они дышат чудною детскою верой и надеждой на милосердие Заступницы рода христианского.
    Посетители часовни нередко приносят к иконе собственноручно вышитые пелены и полотенца, ленты, холст, подвески и разные драгоценные украшения на сооружение ризы к святому образу. Так и молитвенно, и путем вещественных приношений православный народ выражает здесь свое особенное благоговейное почтение и благодарность к Богоматери за Ее великие милости, преизобильно изливаемые Ею на всех, с крепкою верою и горячею любовию притекающих к Ней и молящихся пред Ее чудотворной иконою. И можно ли христианину оставаться холодным и равнодушным пред этой великой святыней Скорбященской часовни, когда столько знамений и чудес явила уже здесь Владычица у Своего всечестного образа, столько благодатных исцелений подала таким больным, у которых не оставалось уже никакой надежды на помощь земную! Остановимся на некоторых несомненных чудесных проявлениях милосердия Богоматери, прежде всего на тех, которые в свое время стали уже достоянием печати в повременных изданиях.

    1)   Скорбященская часовня находится в трех верстах от Знаменской площади и в полутора верстах за Александро-Невской лаврой на левом берегу Невы по Шлиссельбургскому проспекту, в селении бывшего ранее здесь Императорского стеклянного завода. В настоящее время здания завода заняты разными учреждениями Попечительства о народной трезвости, завод же стеклянный соединен в одно учреждение с Императорским фарфоровым заводом, расположенным дальше по Шлиссельбургскому тракту верстах в пяти от часовни.

    2)   Слова молитвы пред чудотв., иконой Божией Матери.

    3)   Церк. Ведом, за 1891 год, № 8, стр. 240, в статье: "Часовня с чудотворной иконой Божией Матери Всех Скорбящих Радости".

    4)   "Север" за 1888 год  № 39, стр. 14 и 15. "Часовня у Стеклянного завода". Священник Евгений Ландышев, "Икона Божией Матери Всех Скорбящих Радости". 3-е изд. Фесенко, стр. 3 и 4. Церк. Ведомости за 1891 г. № 8, стр. 239, статья: "Часовня с чудотворной иконой Божией Матери Всех Скорбящих Радости".

    5)   "Север" за 1888 год  № 39 "Часовня у Стеклянного завода".

    6)   Только в три зимние месяца с 1-го ноября по 1-е февраля служение молебнов начинается на один час позже и оканчивается на час раньше.

    7)   В построенной у самой часовни Скорбященской церкви служится торжественно молебен с обязательным чтением акафиста еженедельно после поздней обедни по пятницам, т. к. в этот именно день недели ударила молния в часовню.

    8)   Церковные ведомости за 1898 год, № 32, стр. 1184, в статье "Церковь Божией Матери Всех Скорбящих Радости, что на Стеклянном в г. С.-Петербурге".

    9)   См.   Рахманин.   "Чудотворная   икона   Пресвятыя   Богородицы   Всех   Скорбящих   Радости",   изд.   9,   стр.   17.

    0


    Вы здесь » Православная страна » Публикации » Наркевич С. С. «Чудотворная икона Божией Матери Всех Скорбящих Радости