III. Прославление св. иконы небесным огнём
Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь (Псал. XCVII, 1)
В 1888 году 23 июля, в 2 часа пополудни, над столицей разразилась страшная гроза. При втором громовом раскате молния ударила в Тихвинскую часовню и, проникнув внутрь ее, обожгла стены и большую часть икон и образовала пламя, так что часовня очутилась в огне. Сбежался народ, прибежала и та старушка, которая сторожила часовню, но при этом забыла ключ от дверей часовни, так что должна была снова бежать к себе на квартиру через дорогу за ключом. Тотчас приехала и пожарная команда Шлиссельбургской части. Пожарные хотели ломать часовню, но наблюдавший за ней г. Шитов и бывший здесь народ не дозволили. Огонь вскоре потушили. В часовне оказался полный беспорядок. Молния ударила не в крест и не в главу часовни, то есть не по перпендикулярному направлению, а в фонарь, на котором утверждалась глава часовни, отщепила в нем с северной стороны дощечку и таким образом сбоку фонаря проникла в часовню. Здесь она опалила в некоторых местах стены часовни, повалила некоторые иконы на пол и разбила денежную кружку, рассыпавши по полу бывшие в ней деньги.
Когда начали выносить из часовни оброненные молнией и загрязненные во время тушения пожара иконы, то невольно с благоговением увидели, что икона Божией Матери дивно обновлена небесным огнем; потемневший от времени и копоти лик Богоматери просветлел, и к нему чудно пристали, совсем не вдавленные в краску, одиннадцать грошиков из разбитой молнией кружки для пожертвований.
Как то обстоятельство, что монетки эти не отпадали, хотя не были вдавлены в икону, а держались на ее поверхности, так равно и то, что Владычице Небесной угодно было обновить Свой образ и принять к изображению Своего лика именно самые мелкие медные монетки, напоминавшие лепты удостоившейся особенной похвалы от Господа евангельской вдовицы, все это невольно заставило увидеть в совершившемся не действие лишь одних естественных сил, а проявление чрез грозные силы природы всеблагого промышления Божественного о спасении человека. Народ приписал совершившееся всесильной деснице Божией и милосердию Царицы Небесной Всех Скорбящих Радости.
Весть о дивном прославлении святой иконы небесным огнем с быстротой молнии облетела столицу. Массы богомольцев вереницами потянулись к часовне, больные, недужные, кликуши стали сходиться со всех сторон в надежде получить исцеление и многие возвращались совершенно здоровыми. Так, например, через месяц по прославлении святой иконы, к часовне был
привезен крестьянин совсем расслабленный, уже несколько лет не покидавший постели. Прослушав здесь молебен и приложившись, по окроплении святой водою, к иконе Богоматери Всех Скорбящих Радости, он сам без посторонней помощи возвратился пешком домой.5 Неведомая дотоле Тихвинская
часовня стала поэтому вскоре всем известною Скорбященской часовней. С раннего утра и до глубокой ночи местный приходской причт совершал молебствия пред святым образом Богоматери с грошиками по просьбе отовсюду стекавшихся богомольцев. По тесноте часовенки совершали богослужение впереди ее, сначала просто под открытым небом, а потом под тиковым навесом, под которым могло поместиться хоть небольшое число молящихся. Все же остальные с обнаженными головами, с молитвой на устах, окружали часовню, часто опустившись на колени на голую землю.
С каждым днем число богомольцев все увеличивалось, так как весть о прославлении святой иконы из столицы стала распространяться по другим городам и селениям. Отовсюду стали прибывать люди разных званий и состояний, чтобы в усердной молитве пред чудотворной иконой излить Владычице мира свои радости и скорби, испросить себе благовременную помощь в бедах и благодатное исцеление в болезнях. С наступлением осени приток богомольцев не уменьшался. Тиковый навес стал плохой защитой от дождя и ветра, поэтому купец Орлов, арендовавший смежный с часовней участок земли, возымел благое намерение построить новую, более просторную часовню. Эта последняя, имея в длину 12 аршин и в ширину 11 аршин, сооружена в виде шатра над старенькой маленькой часовней, сохраняющейся в ней и до настоящего времени. Впереди этой старой часовенки в новой поставлен иконостас, подобный церковным иконостасам, но только царские врата в нем заменяют железные решетчатые двустворные двери, через которые можно войти внутрь старой часовенки.
Прославленная икона Божией Матери Всех Скорбящих Радости теперь помещается не в старой часовенке, а в иконостасе, что устроен впереди ее, на том месте, где в церковных иконостасах помещается храмовая икона. Десятки лампад день и ночь мерцают пред сей святой иконой, громадных размеров подсвечник часто оказывается недостаточен для помещения всех возжигаемых богомольцами свечей. С 8, а по праздникам с 7 часов утра и до 6 часов вечера6 непрерывно, по просьбе богомольцев, и поныне служатся молебствия Царице Небесной и разным угодникам Божиим. Многие стараются поспеть к первому утреннему молебну, совершаемому с водоосвящением. В два часа дня служится ежедневно молебен с чтением акафиста, т. к. в этом часу дня совершилось прославление святого образа.7 К 2-часовому молебну также бывает особенно большое стечение молящихся.
Вообще до настоящего времени недостатка в богомольцах пред чудотворным образом почти никогда не бывает. Редкий из благочестивых обитателей столичного города не побывал в часовне и не молился пред чудотворной иконой. Особенно большое стечение к часовне бывает по праздникам, когда трудящийся люд освобождается от повседневных занятий и спешит излить свою душу пред Владычицей Небесной и испросить всесильной Ее помощи в трудах своих и начинаниях. Говеющие в дни Великого поста также считают потребностью скорбной души своей помолиться пред чудотворным образом Божией Матери Всех Скорбящих Радости, чтобы помышляя о множестве содеянных, лютых... и трепеща страшного дня судного, испросить себе Ее всемощное заступничество пред престолом Всевышнего.
Вообще богатые и бедные, знатные и простолюдины, духовные и миряне, здоровые и больные,
радующиеся и печальные, все отовсюду и поныне притекают к Владычице Небесной, с благоговением повергаясь пред Ее чудотворной иконой. 13 марта 1893 года благоугодно было посетить Скорбященскую часовню и чуткому к религиозным чувствам своего народа приснопамятному Царю Миротворцу Государю Императору Александру III вместе с супругой Государыней Императрицей Марией Федоровной и детьми Великой Княжной Ксенией Александровной и Великим Князем Михаилом Александровичем. Встреченные духовенством со святым крестом и водою, при пении тропарей "спаси Господи люди твоя"... и "к Богородице прилежно ныне притецем" с благоговением коленопреклоненно молились пред чудотворной иконой Благочестивейший Государь и Его августейшее семейство. Приложившись к Св. иконе, Их Императорские Величества соблаговолили принять от духовенства точную копию с чудотворной иконы и семь маленьких образков Богоматери на память о посещении той часовни, в которой в их царствование совершилось дивное прославление Святой иконы и много чудесных исцелений.
По выходе из часовни, при радостном "ура" собравшегося народа, Их Императорские Величества и Высочества отбыли в вагоне паровой конно-железной дороги, в котором они возвращались мимо часовни, после посещения малолетнего отделения Николаевского Сиротского Института на даче Куракина. Чрез несколько месяцев после посещения часовни в том же 1893 году Государь Император соблаговолил пожертвовать участок береговой земли, принадлежавший Кабинету Его Императорского Величества, для сооружения на нем новой Скорбященской церкви.8
Нередко просят помолиться пред Святою иконою и люди инословных исповеданий: лютеране, католики, армяне, и местный причт считает себя не в праве отказывать им в просьбе и молит Господа, чтобы Он подал им Свою помощь "по вере их". Чтут святую икону во всех концах нашего отечества и далеко за его пределами. Одна итальянка нарочно приезжала из Италии в Петербург, чтобы помолиться Богоматери пред Ее чудотворною иконою и поблагодарить за оказанную помощь во время болезни, о чем свидетельствовали ее знакомые.9 До последнего времени во множестве получаются адресуемые в часовню телеграммы и письма из самых отдаленных местностей России с просьбами помолиться пред св. иконою о болящих, обиженных, убитых горем или несчастиями и т. п. и с поручениями поставить свечу пред образом, выслать икону, масла от лампады пред иконой, книжечку о часовне и т. п. Письма приходят и из холодной Сибири, и с теплого юга, и с дальнего Кавказа. Все они дышат чудною детскою верой и надеждой на милосердие Заступницы рода христианского.
Посетители часовни нередко приносят к иконе собственноручно вышитые пелены и полотенца, ленты, холст, подвески и разные драгоценные украшения на сооружение ризы к святому образу. Так и молитвенно, и путем вещественных приношений православный народ выражает здесь свое особенное благоговейное почтение и благодарность к Богоматери за Ее великие милости, преизобильно изливаемые Ею на всех, с крепкою верою и горячею любовию притекающих к Ней и молящихся пред Ее чудотворной иконою. И можно ли христианину оставаться холодным и равнодушным пред этой великой святыней Скорбященской часовни, когда столько знамений и чудес явила уже здесь Владычица у Своего всечестного образа, столько благодатных исцелений подала таким больным, у которых не оставалось уже никакой надежды на помощь земную! Остановимся на некоторых несомненных чудесных проявлениях милосердия Богоматери, прежде всего на тех, которые в свое время стали уже достоянием печати в повременных изданиях.
1) Скорбященская часовня находится в трех верстах от Знаменской площади и в полутора верстах за Александро-Невской лаврой на левом берегу Невы по Шлиссельбургскому проспекту, в селении бывшего ранее здесь Императорского стеклянного завода. В настоящее время здания завода заняты разными учреждениями Попечительства о народной трезвости, завод же стеклянный соединен в одно учреждение с Императорским фарфоровым заводом, расположенным дальше по Шлиссельбургскому тракту верстах в пяти от часовни.
2) Слова молитвы пред чудотв., иконой Божией Матери.
3) Церк. Ведом, за 1891 год, № 8, стр. 240, в статье: "Часовня с чудотворной иконой Божией Матери Всех Скорбящих Радости".
4) "Север" за 1888 год № 39, стр. 14 и 15. "Часовня у Стеклянного завода". Священник Евгений Ландышев, "Икона Божией Матери Всех Скорбящих Радости". 3-е изд. Фесенко, стр. 3 и 4. Церк. Ведомости за 1891 г. № 8, стр. 239, статья: "Часовня с чудотворной иконой Божией Матери Всех Скорбящих Радости".
5) "Север" за 1888 год № 39 "Часовня у Стеклянного завода".
6) Только в три зимние месяца с 1-го ноября по 1-е февраля служение молебнов начинается на один час позже и оканчивается на час раньше.
7) В построенной у самой часовни Скорбященской церкви служится торжественно молебен с обязательным чтением акафиста еженедельно после поздней обедни по пятницам, т. к. в этот именно день недели ударила молния в часовню.
8) Церковные ведомости за 1898 год, № 32, стр. 1184, в статье "Церковь Божией Матери Всех Скорбящих Радости, что на Стеклянном в г. С.-Петербурге".
9) См. Рахманин. "Чудотворная икона Пресвятыя Богородицы Всех Скорбящих Радости", изд. 9, стр. 17.