В последнее время в духовной литературе и религиозной среде появилось мнение, что спасение и исполнение Духом Святым дает человеку жизнь, свободную от трудностей и переживаний, которые, если и случаются, легко и просто преодолеваются. Страдания, считают пpедставители этой точки зpения, - это удел грешников, ибо написано: „Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое“ (Рим.2.9). Если же человек не испытывает постоянно сверхъестественного в своей жизни, то это означает, думают эти люди, что он духовно несовершен.
Однако страдания присущи всем людям без исключения. „...человек рождается на страдания, как искры, чтоб устремляться вверх“ (Иов.5.7). Едва ли не каждый человек может сказать о себе: „Я человек, испытавший горе“ (П.Иер.3.1).
Человек рождается в мир без участия своей воли. Приходя в возраст и знакомясь с окружающим миром, он встречает трудности и несправедливости, познавая мир, он сталкивается с проблемой страдания, и самой частой ее формой, которую редко кто может избежать, является болезнь.
Бог, сотворивший человека по Образу Своему, создал его гармоничным и здоровым, лишенным каких-либо недостатков. Только грехопадение нарушило гармонию человеческого тела, отняло у него неиссякаемую жизненную силу, сделало его слабым и временным на земле, подвеpженным болезням. И даже Иисус Христос, Сын Божий, будучи абсолютно безгрешным и святым, „был муж скорбей и изведавший болезни“ (Ис.53.3).
Человечество не сразу потеряло ту Божью жизненную силу, которая была заложена в первом человеке. Библия говоpит о том, что после грехопадения люди жили 500-800 лет, но с каждым новым поколением появлялись неведомые ранее болезни, сокращающие человеческую жизнь.
Почему же болеют дети Божии? Как мог милосердный Бог сотворить мир, в котором так много необъяснимых страданий, и особенно в жизни тех, которые менее всех других их заслуживают?
Бог не желает страданий. Страдания Иисуса Христа говорят о страдании Самого Бога. Смысл челолвеческих страданий не до конца понятен, но следует помнить, что Бог достигает в людях великие цели. Придет день, когда человеческие страдания прекратятся, и люди не перестанут хвалить Бога за пpожитую жизнь и за пережитые стpадания.
КЛАССИФИКАЦИЯ БОЛЕЗНЕЙ
Рассматривая болезни как неотъемлемую часть жизни христианина на земле, их условно можно разделить по духовно-этиологическому принципу на 4 группы:
1. Болезни, возникающие вследствие беспечного отношения человека к своему организму (телу).
2. Болезни, передающиеся от одного человека к другому.
3. Болезнь как средство духовного воспитания человека Богом.
4. Болезни неясной этиологии ("непонятные болезни").
1. Болезни беспечности
Ап.Павел писал: „Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа“ (1Кор.6.19). До того момента, как человек обратился с молитвой покаяния к Богу, его дух был мертвым и тело обречено на смерть. Однако, после уверования в Господа Иисуса, человек соединился с Ним и Хpистос стал его жизнью. Та истина, что Иисус Христос пребывает в верующем посредством Духа Святого, составляет один из важнейших принципов Евангелия. В каждом чаде Божием, как бы оно слабо не было, живет Христос.
Когда Он войдет, чтобы сотворить Свою обитель, человеческий дух обновляется, но тело обречено на смерть. Поэтому тело не достойно того, чтобы проявлять к нему внимание и заботиться о его здоровье. Так думают некоторые верующие.
Но если тело является храмом живущего в нем Святого Духа, может ли человек быть небрежным и равнодушным к нему? Не таится ли в этом опасность для духовного совершенствования христианина? Писание говоpит: „Тело... для Господа“ (1Коp.6.13). Хотя плоть и принадлежит Господу, она доверена человеку, чтобы он сохранял ее для Него. Многих верующих одолевают болезни, слабости и страдания. Бог ждет, чтобы человек принес свое тело Ему, как жертву живую. Тело существует для Господа, а не для самих людей, поэтому относиться к нему надо как к Божественному дару: с должным вниманием и заботой. А иначе человеческая беспечность может привести к тому, что тело будет не готовым выполнять порученное Богом дело.
Воспитывая израильский народ, Бог через Моисея давал ему различные повеления религиозной и нравственной жизни. Немаловажное значение придавалось вопросам здоровья и гигиены. Запрещалось употреблять в пищу тук (жир) и пить кровь животных, которая, как известно, является переносчиком бактерий и токсинов (Лев.7.23-26), требовалась строгая изоляция вне стана больных проказой (Лев.13.4) и т.д. Как видим, в степень закона были возведены требования заботы о теле и о его здоровье.
Итак, тело дано людям на вpемя ("вы не свои"), а поэтому и за него тоже придется давать отчет Богу. „...зачем тебе умирать не в свое время?“, — говорит мудрый Екклесиаст (Ек.7.17).
2. Пеpедающиеся болезни
Книга Притч говорит: „Иной пустослов уязвляет как мечем, а язык мудрых - врачует“ (Прит.12.18).
В практической медицине болезнями, передаваемыми от больного человека здоровому, являются инфекционные болезни. Большинство из них достаточно хорошо изучены и поддаются лечению. В духовной жизни такими болезнями являются болезни от злых слов.
Последствия от них гораздо страшнее. Словом можно вводить в заблуждение, смущать, причинять боль, тяжело ранить. Слова обладают огромной силой. Когда-то Иов сказал своим собеседникам: „Доколе будете мучить душу мою и терзать меня речами?“ (Иов.19.2).
Слова разрушают отношения с Богом, с близкими, похищают мир из души. „...все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело“ (Иак.3.2). Недостатки речи коренятся в сердце, ибо язык есть средство духовного выражения. Человеческая речь - это состояние души. К сожалению, многие люди привыкают к недостаткам своей речи: грубости, пустословию, хитрости, лжи, лжесвидетельству, сплетне, клевете, похвальбе, ворчливость, стыдливость. Все это проявляется в речи. Слова до такой степени точно отражают духовное состояние человека, что, согласно Христу, они будут служить основанием для Его суда над людьми: „...за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься“ (Мф.12.36-37). Люди будут отвечать пред Богом за свои речи потому, что слова выражают истинное духовное состояние. Но вина человека значительно усиливается раной, нанесенной ближнему. Язык может быть „исполнен смертоносного яда“ (Иак.3.8).
Слова часто разрушают до основания взаимоотношения людей, убивают дружбу, парализуют веру. Язык способен испортить отношения с людьми везде: в семье, на работе, в церкви. Подчас человек сожалеет о своих словах в ту самую минуту, когда произносит их. Однако восстановленные заново взаимоотношения уже не смогут быть прежними. Боль от духовной травмы остается тяжестью на сердце человека до конца его дней, потому что сердце человека очень чувствительно к злым словам.
Оскорбляя и обижая других, человек травмирует и себя, нанося царапину на свое сердце. Поэтому нужно беречь и свое, и чужое сердце. Кроме того, при нарушенном душевном покое гораздо чаще возникают различные физические недуги. Только добрые слова делают людей счастливыми, приносят силу и благочестивые радости.
Если люди будут воспитывать в себе духовную зрелость, говорить разумно, уклоняться от разговора с людьми, когда они грешат речами, они не только сами будут укреплять свою душу, но будут исправлять других своим поведением. Окpужаюшие люди убедятся на примере в положительном влиянии сдержанности в речах. Ибо „Кроткий язык - древо жизни“ (Прит.15.4).
3. Воспитывающие болезни
Ап.Павел пишет: „Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает“ (1Кор.11.29-30).
Болезнь как воспитательную меру Бог использует с тройной целью: предупреждения, испытания и наказания.