память — 19 ноября)
Силой своего покаяния один из великих святых подвижников Карелии прп. Варлаам напоминает великую древнюю подвижницу Марию Египетскую. О мощах преподобного, которые находились в Керетском храме, писал в своих дневниковых записях Элиас Леннрот, побывавший в нем, но для которого память о святом в народе была для него, лютеранина, ничем не объяснима.

Во времена гонений на Церковь храмы Поморского края были разорены, в 40-х годах сгорела церковь и в Керети. И только в 1998 году единственный в России предел, посвященный преподобному, был освящен в нижнем храме Благовещенского собора Кеми — Никольском, а в 2000 году приход Успенского собора города издал книгу «Сказание о преподобном Варлааме Керетском» с молитвой ко святому. В июне же 2002 г. в поселке Чупа была освящена первая на карельской земле церковь во имя Варлаама Керетского. Построен этот небольшой деревянный храм на средства благотворителей.

Прп. Варлаам был родом из поморского села Кереть (Кемской волости). Во времена Иоанна Грозного (XVI век) служил священником в Коле (Кольский острог) в церкви Николая Чудотворца. Но исконному человеконенавистнику дьяволу нестерпимо было благочестие Варлаама и его ревностное служение Богу. Он «обморочил» его, и тот, заподозрив свою горячо любимую жену в измене, впал в грех и ударил ее, в чем сразу же и раскаялся. Но удар оказался смертельным. Осознав весь ужас происшедшего, Варлаам перенес в баркас остывающее тело жены и отплыл в открытое море.

На берег он больше не вернулся, скитаясь по волнам Баренцева и Белого морей, предав себя воле Божией. Русские и норвежские мореходы часто встречали загадочного скитальца, не выпускающего из рук весел в любую погоду, возившего останки жены — свидетельство его смертного греха. Так прошло несколько лет, и многие, встречая эту одинокую лодку, уже считали ее видением. Трудно было поверить, что может быть такая сила покаяния. Но это действительно был Варлаам. Не оставляющий ни весел, ни пения покаянных псалмов Давидовых, ни надежды на милость Божию. Так продолжалось, пока тело жены не истлело в прах.

В то время на побережье, в районе Святого Носа, было одно гиблое место, которое стороной обходили все рыбаки. Это бухта, в которой обитали страшные морские черви-древоточцы. И если кто подцеплял на днище таких червей, то очень быстро они превращали деревянные ладьи поморов в труху. Проходя как-то мимо этих страшных мест, Варлаам решил так: «Стану я в этой бухте, и если не «застрадал» я свой грех и не прости меня Господь, пусть прогрызут мою лодку черви, и погибну я, недостойный прощения, в студеных водах». И даровал Господь ему прощение. И в знамение этого исчезли навсегда из этой бухты страшные черви. И стали безбоязненно укрываться здесь рыбаки, вспоминая Варлаама.

Варлаам же принял монашеский постриг на Соловках и еще около ста лет подвизался в подвигах поста и молитвы сначала в пустынном месте, недалеко от родной Керети, а затем ушел еще дальше от людей на Терский берег Белого моря, в район реки Чаваньги, где, по преданию, построил часовенку и крестил в ней лопарей, просвещая их светом веры Христовой. По кончине тело преподобного перевели в Кереть, где захоронили с востока от алтаря церкви св. Георгия Победоносца.

Известны случаи его чудесного заступничества за попавших в беду мореходов, когда преп. Варлаам являлся им, укреплял их и помогал справиться со штормом… При этом он всегда называл себя и заповедовал ехать в Кереть и там помолиться в благодарность о спасении. Постепенно в поморском люде сложилась твердая уверенность, что прп. Варлаам, сам хорошо узнав, что такое северные моря и как страшно бывает мореходам, попавшим в беду на море, не оставит призывающего на помощь, заступится и спасет.

Эту уверенность подкрепляли не только приезжавшие в Кереть помолиться о чудесном своем спасении рыбаки, промышленники и купцы, но и многочисленные поклонные кресты, поставленные по всему Северу, многие из которых напрямую связаны были с чудесной помощью прп. Варлаама Керетского. Так, например, до сир пор хранящийся в Благовещенской церкви г. Кола поклонный крест поставил в 1635 году кольский воевода Гурий Иванович Волынцев в память о Варлааме с Керети, который явился воеводе в болезни и исцелил от тяжкого недуга («черной немочи»).

Вот как наставляли опытные мореходы своих учеников перед выходом в море: «Смотри, неладное что выйдет тебе — поветрия, что ли, долго не будет, в бурю страх обуяет тебя, в великое ли сомнение впадешь и соскучишься крепко, — молитву свою Варлааму Керетскому посылай. Для того он, батюшка, в наших странах и обитель себе земную восприял. Молись ему. Пособляет».