Один из древнейший на территории Карелии монастырь, основанный во времена царствования Иоанна Грозного. Упоминается еще в описи обителей 1582 года.
Внесен в список памятников архитектуры и истории, как второй по значимости, после Валаама, памятник монументального монастырского зодчества.
Находится в окрестностях Ладвы, в 75 верстах от Петрозаводска.
Вепс по национальности, житель близлежащей Шокши, познавший науку молитвенного подвига у преп. Александра Свирского, преподобный Иона место у тихого Яшезера выбрал не по удобству его расположения, а по нахождению здесь языческого капища. На его месте и была поставлена обитель, как свидетельство победы православной веры над язычеством. Долгие годы преподобный нес в основанной им пустыньки многотрудное апостольское служение среди народа вепсов.
Жизнь северных пустынножителей была суровой: долгие лютые зимы, постоянные туманы и ветра, скудость питания, в основном коренья, мох, ягоды, трава и грибы. Но к Ионе тянулись ищущие уединения, чтобы проводить свою жизнь в непрестанной молитве, трудах и посте.
Пребывавший в подвижнических трудах, преп. Иона слыл и большим тружеником. Житие прославляет его как доброго хозяина и опытного строителя. Он собственноручно прокопал канаву из Яшезера в Сенное озеро, чтобы братии удобно было ловить рыбу. Для нужд монастыря преподобный сам ездил верхом на лошади по окрестным лесам с кожаными мешками за спиной. Две его дорожные сумки долгое время бережно хранились в обители. Берегли здесь и деревянный ковшичек для теплоты при совершении Божественной литургии, мастерски выточенный преподобным из дерева. Посуду для обители св. Иона мастерил тоже собственноручно.
Господь возвестил св. Ионе о времени его кончины. Желая усугубить свои подвижнические подвиги, он удалился в уединенную пещерку в двух километрах от монастыря, и провел там в посте и молитве последние годы своей земной жизни. Из древних источников достоверно известно, что преп. Иона умер в 1629 году в возрасте более ста лет.
Пещерка святого Ионы особо почиталась братией обители и местными жителями. До сих пор старожилы этих мест помнят, что в пещерке долгое время сохранялись каменное ложе и такой же каменный стол. С давних времен в пещерку приходили, чтобы по молитвам святого Ионы получить исцеление от тяжких болезней и недугов. Здесь постоянно горела неугасимая лампада, которую зажигали паломники. Рядом с пещеркой почитателями преподобного была устроена небольшая часовня, полностью разоренная в годы государственного атеизма.
Иконы преп. Ионы Яшезерского не сохранились. Одна из них – небольшой по размерам образ, на котором святой изображен в молитвенном стоянии на берегу озера, погиб несколько лет назад в огне, охватившем в морозную ночь руины Никольской церкви с. Ладвы.
Икона св. преп. Ионы Яшезерского была восстановлена в 2001 году на средства Спасо-Рождественского прихода с. Шелтозера на Валаамском подворье Санкт-Петербурга со старинной фотографии. Этот новонаписанный образ (на снимке) особо чтится в Вепсском крае.
В 1675 в монастыре была построена соборная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с пределом святителя Николая Чудотворца. Украшал обитель и теплый каменный храм Преображения Господня, возведенный в 1853 году над гробницею преподобного. О былом его величии свидетельствует рапорт иеромонаха Нафанаила, представленный Высокопреосвященнейшему Аркадию, архиепископу Олонецкому 15 декабря 1854 года: церковь – «великолепное украшение обители Яшезерской, истинное утешение ея и радость для окрестных жителей, благоговеющих к святости места сего, ради почивающего в оном нетленными своими останками святаго основателя пустыни преподобного Ионы».
Для трехъярусного иконостаса церкви иконы были написаны по заказу и за счет благотворителя из Санкт-Петербурга. Иеромонах Нафанаил оценивает их как художественную редкость для здешнего края. Описывает он и деревянную раку над мощами прп. Ионы Яшезерского, украшенную резьбой, вызолоченную «на полименте», обнесенную чугунной решеткой. «На верхней доске, - пишет он, - изображен прп. Иона Яшезерский в ризе серебряной 84 пробы чеканной, венец серебряный, позолоченный. Весу в ризе 14 фунтов 44 золотника. Имеется надпись: «Риза устроена в 1856 году купеческою женою Матреною Тимофеевой и купцом Марком Пименовым». Перечисляются в рапорте и другие монастырские строения, среди которых, по замечанию его автора, даже новый сарай для сена, построен по чертежам губернского архитектора.
Яшезерской пустыни помогали царственные особы. В пользу братии поступали земельные вклады от царей Феодора Ивановича, Василия Шуйского, инокини Марфы, а также от игуменов Соловецкого монастыря Иакова и Иринарха. Среди жертвователей обители - имя купца первой гильдии почетного гражданина Петрозаводска Марка Пименова. За его счет в обители был возведен фундамент каменной церкви с колокольней, обновлены в прежнем виде 23 иконы в храме Благовещения Пресвятой Богородицы.
Свыше 100 рублей серебром — таков был вклад богомольцев и жертвователей только в описываемый иеромонахом 1854 год. Усердие окрестных жителей к пустыни отмечено пожертвованиями рогатого скота. «При мне, — пишет Нафанаил, — как бы на счастье, привели корову в подарок обители и еще двух привести обещались из Ладвы и Шокши».
К началу XX века в Яшезерской пустыни подвизалось более 200 человек братии. Три раза в неделю от Воскресенской набережной Санкт-Петербурга отплывали пароходы с многочисленными паломниками на борту, чтобы на следующий день причалить к пристани, находившейся в 26 верстах от пустыни.
В наши дни от древнего монастыря, столь почитаемого когда-то на всем северо-западе, сохранилось немного: белый храм Преображения Господня, часть монастырской ограды из шокшинского малинового кварцита, четыре каменные угловые башни и два небольших монастырских здания.
Полностью разрушены соборная Благовещенская церковь, настоятельские покои и трапезная. Оставшиеся постройки продолжают саморазрушаться под действием непогоды. Весной 2002 года в братском корпусе обрушились полы и кровля над Святыми вратами. Теперь внутри под воздействием влаги и морозов начинают разрушаться стены.
Древней святыни угрожает полная гибель.
Для ее предотвращения Петрозаводская и Карельская епархия привлекает к участию в проекте возрождения Яшезерского монастыря предприятия и учреждения, которым небезразлично состояние духовного и культурного наследия нашего древнего края. По благословению архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила проект курирует настоятель Спасо-Рождественского храма Шелтозера иеромонах Досифей (Ларионов).
5 октября 2002 г. – в день чествования памяти преп. Ионы Яшезерского праздничную Божественную литургию в Спасо-Рождественском храме Шелтоезерского прихода отслужил Высокопреосвященнейший Мануил, архиепископ Петрозаводский и Карельский
МОЛИТВА ПРП. ИОНЕ ЯШЕЗЕРСКОМУ
О, преподобне и Богоносне отче наш Ионо! Ты, поработати Господеви желая, зде вселился ecи, и неленностно во трудех, во бдеиии, в молитвах и посте подвизался еси, и был еси наставник монашествующим, все же людям учитель ревностный. Ныне убо, по отшествии твоем от земных, Небесному Царю предстоя, моли благость Его, еже ущедрити место селения нашего, святой храм сей, идеже духом любве твоея неотступно пребываеши, всем людям твоим, с верою к тебе препадающим, во благая прошения их исполнити. Испроси у Милостивого Господа нашего, да иизпослет нам обилие благ земных, паче же яже на пользу душ наших да дарует нам, и скончати житие сие привременное в покаянии да сподобит, в день же судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии Своем да удостоит во веки веков. Аминь.