Порт-Артурская
Матерь Божия явилась, держащей на воздетых горе руках плат с изображением Нерукотворного Лика Спасителя. Необходимо помнить, что этот образ имел особое значение в русской истории. Он укреплялся обычно на крепостных вратах русских городов как некий духовный щит. Икона Нерукотворного Спаса выполняла также роль воинского стяга. До Петра I у русской армии не было специальной геральдической символики. Воинские знамена заменяли иконы. Русские войска под предводительством Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана Третьего, Дмитрия Пожарского сражались под стягом Спаса Нерукотворного. Икона укреплялась на древке и становилась воинской хоругвью. Спас Нерукотворный исстари осенял христолюбивое русское воинство на полях битв.
Этот образ стал воплощением русской симфонии, неразрывности Церкви и Отечества. Матерь Божия со Спасом Нерукотворенным в Своих пречистых руках явилась как Взбранная Воевода русского воинства. Эта икона стала откровением о том, что Божия Матерь, как и в древние времена, Силою Лика Своего Сына попирает земные мечи, воюющие против Святой Руси.
Матерь Божия в начале ХХ в. вознесла исконное русское знамя – Лик Спасителя, напомнила русскому воинству о его христолюбии. В одном из главных церковных песнопений Матерь Божия именуется “Взбранной Воеводой”, но ни на какой другой иконе Она не представлена в такой полноте именно Воеводой как на Порт-Артурском образе. Однако смысл этой иконы не ограничивается предстательством русскому воинству. Икона останется не понятой, если не увидеть, что Матерь Божия обращена Свои Ликом к самой России, и главное - что Она не только является, но и являет всей Руси Лик Христа Спасителя. Воздевая горе плат с Ликом Спасителя, Божия Матерь обращает его ко всей Русской земле, ко всему русскому обществу, которое в то время поколебалось в Христовой вере. Эта икона своего рода - Воздвижение Лика Христова.
Увидит ли Россия сие знамя Божие Матери? Обратит ли свой взор к нему?
Порт-Артуровская икона стала единственным образом, где Матерь Божия изображена не с Богомладенцем, но с Прославленным Господом. Подобной иконографии Православная Церковь прежде не знала. Она напоминает известную в западной традиции икону “Плат Вероники”, но вместо простой жены, плат с Ликом Спасителя держит Сама Пресвятая Богородица.
Вступив в XXI в., мы не должны забыть благословения и повеления Пречистой. Ведь Божия Матерь Порт-Артурская повелела, чтобы Ее образ был утвержден на самой дальней окраине России – в Порт-Артуре, на берегу Желтого моря. Но русское общество, не тогда спешило исполнить волю Богородицы. Икона долго оставалась Петербурге. Затем ее держали во Владивостоке. Только через год после видения явился герой, который взялся доставить образ в осажденную крепость. Когда икона была уже недалеко от Порт-Артура, командование не проявило должного упования на помощь Пречистой, не дождалось Ея пришествия и сдало крепость.
Воля Божией Матери не была исполнена. Эта история оставила тяжелый след в русском сердце. Именно небрежением к святыне объяснял поражение России в Русско-Японской войне святой праведный Иоанна Кронштадтский. Не случайно, существует предание о том, что сорок матросов из осажденного Порт-Артура после сдачи крепости дали обет принять монашество, затем уехали на Соловки и там приняли постриг.
Другие постарались забыть об этой истории. Однако никто не отменял и не может отменить повеление Божией Матери. 100-летие явления Порт-Артурской Божией Матери, отмечаемое в этом году, напомнило о неисполненном обете. Вновь, как и прежде, именно в Петербурге нашлись подвижники, которые решились доставить икону в Порт-Артур. Иконописец Михаил Осипенко выполнил список мера в меру специально для того, чтобы исполнить волю Божией Матери. Понятно, что ее воплощение связано со многими сложностями – духовными, финансовыми, и даже политическими, ведь г.Порт-Артур в настоящее время находится на территории Китая. Однако на всех уровнях эта мысль неожиданно встретила понимание и поддержку. По благословению митрополита Владимира икона была освящена в Никольском морском соборе в Кронштадте, побывала в Мемориальной Квартире о.Иоанна.
На память всех препп. Киево-Печерских (подлинная икона была написана в Киеве) образ был доставлен в храм Леушинского подворья в С.-Петербурге. Отсюда начнется его путь по всей Руси, она пересечет по диагонали бескрайние просторы Дома Пресвятой Богородицы. Она посетит Первопрестольную, Дивеево, Екатеринбург, Омск, Томск, Читу, Приамурье, и затем пересечет границу с Китаем. На русском кладбище в бывшем Порт-Артуре пред ним будет совершена панихида о всех погребенных русских воинах и молебен о Спасении России и таким образом исполнится воля Матери Божией, в полноте возсиет “Торжество Пресвятой Богородицы”.
Священник Геннадий Беловолов
23 марта 2003 г.