Как пишет С. Сабов, из униатов было очень тяжело организовать депутацию. Несколько человек, которые осмелились отправиться в Тересву, не могли четко объяснить жандармам суть проблемы. Один делегат так ответил: «Господин поджупан, Бог знает, которая вера правильная, попы спорятся, а где есть правда, то мы не знаем». Когда поджупан предложил закрыть церковь до решения вопроса, население села не согласилось на это предложение: «Наши люди говорили, что не нужно закрывать, потому что народ в воскресенье не будет знать, куда себя деть»[6].
19 декабря 1921 года подавляющее большинство населения Бедевли создало православный комитет. На первых порах православные посещали униатское богослужение в тамошней церкви. Позже поставили перед греко-католическим священником ультиматум, чтобы до конца апреля покинул село. Священник подал жалобу в окружное правление, чтобы крестьянам было разъяснено, что они не имеют права совершать такие самовольные действия. Вследствие этого староста села и председатель православного комитета были вызваны в нотарский комитет. Глава нотарского комитета предупредил крестьян о последствиях нарушения законов о церковных отношениях[7].
Униатский священник пытался вернуть крестьян в Римскую Церковь не только путем угроз, но и с помощью уговаривания: «Тогда я начал ходить из дома в дом тех, где была надежда, что можно мирно хозяина уговорить, чтобы остался в греко-католиках. Так около 30 семей записались в греко-католическую веру. Мы устроили часовню на фаре, начали там служить. Сначала меньше, а затем больше народу ходило на наше богослужение»[8].
30 апреля 1922 года из нотарского комитета в Бедевле в окружное правление в Теребле пришло сообщение, что крестьяне отобрали у униатского священника Сабова ключи от храма и метрические книги. В тот же день два православных священника пришли в униатский храм и провели там богослужение по православному обряду. Униатского священника Сабова, который хотел войти в храм, православные не пустили. На второй день, утром 1 мая, в Бедевлю в сопровождении жандармов прибыл главный нотарь из Теребли – Дрбал. Он приказал собрать крестьян в центре села, чтобы провести с ними беседу. Греко-католики вместе со священником Сабовым были готовы на все уступки, но православные затребовали церковь и фару себе. После того как им сообщили, что закон не на их стороне, они все ровно стояли на своей позиции.
По словам того же Дрбала, «крестьяне обвинили Сабова в мадъярстве, что читает из венгерских книг. Никаких положительных слов не могли о нем сказать»[9]. Благодаря вмешательству светской власти была достигнута договоренность отправить делегацию в Прагу и до того времени удержаться от использования церкви[10].
5 мая 1922 года представители православных комитетов сел Бедевля, Широкий Луг, Калины официально сообщили окружному правлению в Тересве о своем выходе из греко-католической Церкви. Но через два дня – 7 мая – окружное правление передало церковь в Бедевле униатам. Об этом событии писали православные верующие в письме к главе правительства Чехословацкой республики[11].
21 мая 1922 года глава окружного правления Юлиан Комаринский издал приказ, который запрещал православным Бедевли отправлять богослужение в греко-католическом храме. В документе, в частности, указывалось, что, по сведениям нотарского правления, здание храма и земельный участок числятся как собственность греко-католической Церкви, и, следовательно, православные незаконно ими пользуются. Православным в течение восьми дней предоставлялось право обжаловать вышеприведенное решение в окружном правлении[12].
11 июня 1922 года бедевлянский парох Т. Коссей в письме к греко-католическому епископу предлагал арестовать и приговорить крестьян к тюремному заключению. В частности, он писал: «Надо заметить, что крестьяне до сих пор не перешли в греко-восточную веру на законном основании, ибо они не выполнили еще всех тех формальностей, которые государственный закон предписывает тем, кто хочет переменить свою веру». В письме униатский священник предлагал арестовать 41 крестьянина.
В конце концов 15 июня 1922 года православные силой вывезли двух униатских священников – Т. Коссея и С. Сабова, вместе с их мебелью, за пределы села. Для примирения сторон из Тячева прибыл небольшой отряд жандармов. Однако он не смог справиться с толпой и вынужден был отступить. Из письма С. Сабова: «В конце дня 15 июня зазвонили тревогу, сошлась масса народа и стала мебель выносить из дома. Жандармерия (пятеро жандармов и один офицер) и “финансы”[13]. пассивно наблюдали, как нас выбрасывают. Вечером я ночевал возле мебели на улице возле Тисы, на границе с Тячевом. Моя супруга с ребенком ночевала в Бедевле под защитой одного товарища с ружьем»[14]
Окружной судья доложил об этом случае в Ужгород, откуда отправили большой отряд жандармов. Крестьяне с косами, мотыгами и камнями встретили жандармов, которые пошли в штыковую атаку. В результате столкновения 18 человек были ранены, а двое из них умерли в Хустской больнице[15].
Венгерская газета «Uj Közlöny» следующим образом описывала те события: «Кровавые беспорядки в Бедевле. Под жандармским прикрытием водворили на место в парафию выброшенного было вон попа. Штыковая атака против православных. 16 раненых!
Написал У.К., что в Бедевле несколько недель назад православные, по старому схизматическому рецепту, силой заняли греко-католическую церковь, куда поставили своего попа. Делегация греко-католических верующих была здесь, в Ужгороде, у консула Еренфельда, которому доложила свою жалобу и попросила защиты против возбужденного православного насилия. На следующий день православные напали на парафию, откуда 75- летнего попа Коссея Титуса выкинули, мебель, имущество погрузили на телеги и старого попа со всеми его вещами высадили на поля Тячевщины. Верующие сразу дали знать об этом случае главному судье Тячева, который распорядился, чтобы жандармерия сразу отправилась в Бедевлю навести порядок. Жандармский отряд, который состоял из нескольких человек, оказался слабым против возбужденных православных и вынужден был отступить. Главный судья доложил о случае в Ужгород, откуда для усиления Тячевской жандармерии прислали отряд жандармов с приказом, что любым путем вселить изгнанного попа на парафию и навести порядок в Бедевле.
Весть о прибытии жандармов сильно встревожила Бедевлю. Православные агитаторы напряженно работали, призывая к сопротивлению, раздавали ром и без того уже возбужденному народу. Толпа, возбужденная ромом и бесконечными речами, решила, если нужно, даже собственной жизнью защищать свои “приобретенные” права. С косами, мотыгами ожидали жандармов, которых встретили градом камней.
Тогда начальник жандармов отдал приказ к штыковой атаке, и вооруженные жандармы двинулись на крестьян. Результат атаки: 16 раненых, из которых шестеро легко ранены, а двое – смертельно. После кровавого боя, длившегося несколько минут, толпа разбежалась, и поп под прикрытием жандармов вместе со своей мебелью вернулся на парафию. Усиленный жандармский отряд остался в Бедевле для окончательного наведения порядка. Большинство раненых лечились дома, а двух тяжелораненых доставили в Хустскую больницу, где они умерли»[16].
С. Сабов писал: «В пятницу вечером пришли жандармы, погрузили мебель на грузовое авто и повезли обратно в Бедевлю на фару. Православные сопротивлялись, тогда жандармы разбили их. Один мужчина был тяжело ранен в голову, слабо ранено было четверо лиц. Только как нас вернули в село, удалось настолько укрепить наших верующих, что собрались на собрание, где мы учредили греко-католический комитет. На собрании было около 50–60 человек. Потом записались и другие. Таким образом, уже записалось более 50 семей. Мы опять служили на фаре»[17].
16 июня 1922 года вице-губернатор Подкарпатской Руси П. Еренфельд в письме к президенту и главе правительства ЧСР писал: «15 июня в 13 часов толпа из 700 человек пришла на униатскую фару и начала выносить вещи Т. Коссея. В то время в Бедевле было всего четыре жандарма, которые не смогли эти действия прекратить. Все вещи были сложены на подводы и вместе со священником вывезены за 4 километра от села в поле. Власть провела мобилизацию жандармов из окружающих сел, к 16:00 в Бедевле было уже 12 жандармов, а в 23:00 – 18 жандармов. В 21:00 около 200 лиц, вооружившись “вилами и топорами”, сделали нападение на жандармов. Нападение было отбито, но его последствия не были известны»[18].
Больше информации о кровавых столкновениях с жандармами находим в следующем письме П. Еренфельда к президенту и главе правительства ЧСР от 17 июня 1922 года: «16 июня 1922 года из Тячева в Бедевлю прибыл отряд жандармов под командованием капитана Плискала. Жандармы погрузили на авто вещи Коссея, которые крестьяне вывезли за пределы села. Путь к фаре им перекрыли около 300 православных жителей села. Тогда вперед отправили 15 жандармов с заданием освободить дорогу, однако их не послушали. Командир отряда призывал крестьян именем закона пропустить авто. На те слова со стороны крестьян послышались крики, свист и угрозы. Тогда капитан Плискал дал приказ разогнать толпу. Крестьяне не собирались отступать и пытались выбить из рук жандармов их ружья, принялись бросать камни. Были ранены два жандарма. Тогда жандармы начали наступление. Во время разгона толпы выстрелами были ранены двое крестьян – Иван Дебич и Николай Вайнагий, которых отвезли к Тячевскую больницу. Вещи священника были перевезены на фару и там разгружены. Для обеспечения порядка в селе и для гарантии безопасности униатского священника был оставлен жандармский пост»[19].
Для изучения конфликтной ситуации и примирения сторон 19 июня 1922 года в Бедевлю прибыл школьный референт Йозеф Пешек. Он запретил обеим общинам до решения спора проводить богослужение в храме. Решить дело в свою пользу старался униатский епископ Антоний (Папп). В письме к Й. Пешеку от 21 июня 1922 года он убеждал, что его верующие в Бедевле страдают от террора со стороны православного комитета, и просил защиты жандармерии[20].
Подобные обращения толкали правительство на силовой сценарий решения вопроса. В воскресенье, 25 июня 1922 года, около 1500 православных крестьян во главе с иеромонахом Боголепом (Церковником) собрались возле сельского храма. Они намеревались провести богослужение, но представитель окружного правления запретил им входить в церковь. Отцу Боголепу было приказано отправлять службу в церковной ограде. В тот же день униатское богослужение проходило на фаре. После открытого конфликта с православными в селе остался лишь священник С. Сабов, священник Т. Коссей перебрался в с. Реметы в Румынии, где у него было имение[21].
Чтобы добиться признания своих прав, православные крестьяне отправили 18 сентября 1922 года депутацию в Прагу[22]. К сожалению, нам не известны результаты этой поездки.
Важным событием, которое способствовало утверждению Православия в Бедевле, стал визит епископа Нишского и Карпаторусского Досифея (Васича). Он прибыл в село 21 сентября 1922 года и отслужил праздничную литургию[23]. Поддержка православного епископа укрепила моральную стойкость крестьян в борьбе за веру предков.
3 октября 1922 года Тячевский окружной суд принял решение вернуть церковь в Бедевле униатам. Православные на этом процессе не имели даже адвоката[24]. Однако официальная передача церкви затянулась на несколько месяцев.
9 февраля 1923 года члены православного церковного комитета обратились с прошением к Мараморошскому жупану: «Православная община села Бедевля, округ Тересва, жупа Мараморош. Честь имеем просить высокопочтеннаго господина жупана о том, что мы, большинство православных, числом 520 (пятьсот двадцать) семейств против 35 семейств греко-католиков, во избежание неприятностей в селе, соглашаемся на то, чтобы совместно пользоваться церковью до новых законов. В таком порядке: раньше начинаем мы, а потом греко-католики, так, чтобы обе стороны могли окончить богослужение до 12 часов. Надеемся, что наше желание будет услышано и приведено в исполнение в скором времени. Остаемся с почтением, выше названная община (11 подписей)»[25].