Воскресение-Сошествие во ад

Когда тело Иисуса Христа лежало в гробу, Он душою своею сошел в ад, известил там души умерших о Своей победе над дьяволом и смертью, вывел оттуда в рай души людей, с верой ожидавших Его пришествия, и был на престоле с Богом-Отцом и Духом Святым. Церковь учит, что Своей смертью Спаситель освободил от греха весь род человеческий: Он принес Себя в жертву и за живых, и за давно умерших, и за тех, кто родится в будущие века. На иконе «Сошествие во ад» изображено, как душа умершего на кресте Сына Божия спускается в преисподнюю, чтобы вывести оттуда души праведников. По преданию, под Голгофой, где был распят Спаситель, покоились кости праотца Адама. Своей смертью Иисус освободил из ада души Адама и всех праведных людей.

Эта икона, возникшая в глубокой древности (по-видимому, в XII столетии), иконографией своей обязана во многом свидетельству, заключенному в апокрифическом Евангелии от Никодима.

Спаситель изображен сходящим в преисподнюю, окруженный сиянием, пронизанный лучами, небесными кругами (мандрола), — знаменующими Его божественное достоинство и славу.

Спаситель на этой иконе является как бы солнцем, сошедшим в преисподнюю. Все в Спасителе исполнено стремительного движения. Край одежды развевается и приподнят ветром, знаменуя молниеносность сошествия Спасителя во ад. Ноги Спасителя попирают сокрушенные врата ада, сорванные с заклепов и простертые крестообразно над бездной, в которую низвергнуты ад и смерть. В левой руке Спаситель держит крест, который и является здесь оружием победы над смертью, как бы копьем в руке воина. Правая рука протянута Адаму. Спаситель своей рукой крепко обхватывает руку Адама и с силой вырывает его, совершенно обессиленного, из смертного сна.

Левая рука Адама бессильно покоится в руке Христа. В движении правой руки уже заметно самостоятельное движение Адама к Спасителю, она молитвенно раскрыта и протянута ко Христу. В этом противоречивом движении рук Адама приоткрывается таинственное оживотворение человека Воскресением Христовым. Полное бессилие смерти и возникающее внутреннее нерасторжимое тяготение человека к Богу.

В чертах лика Адама также борются смертельная изможденность и радость вновь видеть своего Создателя. По другую сторону бездны Ева простирает закрытые краем одежды руки ко Христу, стоя на коленях. По правую руку Христа мы видим сонм пророков во главе с Предтечей. По левую руку Спасителя, со стороны Евы, — сонм праотцов. Горы, в верхней части, сужаясь и сходясь друг к другу, образуют вход в преисподнюю. Над ними два Ангела, вносящие орудия страстей: крест, трость с губкой, наполненной уксусом и желчью, и копье.