Благодатный огонь
Уже около двух тысяч лет многие православные христиане собираются в храме Гроба Господнего (другое название: храм Воскресения Господнего) в Иерусалиме, чтобы повстречать величайший свой праздник - Пасху. Каждый раз все, кто находятся внутри и поблизости от Храма, становятся свидетелями схождения Благодатного Огня. Благодатный Огонь является в храме уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений. По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа, что увидел один из апостолов: "Петр верил, видел же не только чувственными очами, но и высоким Апостольским умом - исполнен убо был Гроб света, так что, хотя и ночь была, однако, двема образы видел внутренняя - чувственно и душевно" - читаем мы у церковного историка Григория Нисского. Евсевий Памфил рассказывает в своей "Церковной истории", что когда однажды не хватило лампадного масла, патриарх Нарцисс (II в.) благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы. Латинский монах Бернард (865 г.) пишет: "В Святую Субботу, которая есть канун Пасхи, служба начинается рано и по совершении службы поется Господи помилуй до тех пор, пока, с пришествием Ангела, возжигается свет в лампадах, висящих над Гробом".
Литания (церковная церемония) Святого Огня начинается приблизительно за сутки до начала православной Пасхи по старому стилю, которая, как известно, обычно празднуется в иной день, чем у христиан новостильных. В Храме Гроба Господня начинают собираться паломники, желающие своими глазами увидеть схождение Благодатного Огня. Среди присутствующих всегда много инославных христиан, мусульман, атеистов, за церемонией следит еврейская полиция. В самом храме вмещается до 10 тысяч человек, вся площадь перед ним и анфилады окрестных сооружений также оказываются заполнены народом.
В Страстную Субботу в 13.30 местного времени (часовой пояс Иерусалима совпадает с Московским часовым поясом) раздается звон колокола в патриархии, и оттуда начинается шествие. В Храм входит процессия - иерархи празднующих Пасху конфессий. В конце процессии идет православный Патриарх одной из поместных Православных церквей (Иерусалимской или Константинопольской) в сопровождении армянского Патриарха и священнослужителей. Процессия подходит к Кувуклии (так называется часовня над Гробом Господним) и трижды обходит ее. После этого Православный Патриарх останавливается напротив входа в Кувуклию; его разоблачают от риз и он остается в одном полотняном подряснике, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спичек или чего бы то ни было, способного зажечь огонь. Незадолго до патриарха подризничий вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь, и 33 свечи - по числу лет земной жизни Спасителя. Затем Православный и Армянский Патриархи (последний также разоблачается перед входом в пещеру) входят внутрь. Их запечатывают большим куском воска и налагают на дверь красную ленту; православные служители ставят свои печатки. В это время в храме выключается свет и наступает напряженная тишина - ожидание. Присутствующие молятся и исповедуют свои грехи, прося Господа даровать Благодатный Огонь. Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с Огнем в руках. Впрочем, в сердцах многих людей присутствуют не только терпение, но и трепет ожидания: в соответствии с преданием Иерусалимской Церкви считается, что тот день, когда Благодатный Огонь не сойдет, будет последним для людей, находящихся в Храме, а сам Храм будет разрушен. Поэтому паломники обычно причащаются, перед тем как прийти в святое место. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов.
Перед схождением Огня храм начинают озарять яркие вспышки Благодатного Света, тут и там проскакивают маленькие молнии. Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. Храм или отдельные его места заполняются не имеющим аналогов сиянием, которое, как полагают, впервые явилось во время Воскресения Христова. В это же время двери Гроба открываются и выходит православный Патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный Огонь. Однако не все зажигают огонь от Патриаршей свечи - у некоторых он загорается сам. Первое время - 3-10 минут - загоревшийся Огонь обладает удивительными свойствами - совершенно не жжет, независимо от какой свечи и где он будет зажжен. Можно видеть, как люди буквально умываются этим Огнем - водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит никакого вреда, поначалу не опаляет даже волосы.
В дальнейшем, от благодатного Огня возжигаются лампады по всему Иерусалиму, специальными авиарейсами Огонь доставляется на Кипр и в Грецию, откуда развозится по всему миру. Вот уже несколько лет, как непосредственные участники событий привозят его и в храмы Русской Православной Церкви. Есть этот Огонь и в Хельсинки. В лампадах Покровской церкви уже на протяжении нескольких лет непрестанно поддерживается он стараниями клира и прихожан.