Таинство Брака. Часть 2
Оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика.
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Таинство Брака сопряжено с тайной человеческой личности, поскольку человеческая личность по-настоящему может раскрыть себя только в любви. Брак так же сопряжен и с тайной рождения новой жизни, и с тайной единения Христа и Церкви.
Издревле люди испрашивали божественное благословение на брак. В Ветхом Завете брак благословляли старейшины рода – патриархи или родители жениха и невесты.
Как говорит Премудрый Иисус, сын Сирахов: «Благословение отца утверждает домы детей» (Сир.3,9). Позже благословение преподавали священники, при этом совершалась молитва о благополучии новой семьи. В первые века христианства желающие вступить в брак должны были объявить о своем намерении общине верующих и получить благословение от епископа. За Литургией жених и невеста причащались Святых Христовых Таин и таким образом их союз запечатлевался Кровью Христовой.
Начиная с 9 века, Таинство бракосочетания отделяется от Литургии и примерно с этого же времени становится обязательной формой заключения брака для христиан.
В настоящее время Таинству Брака предшествует обручение. В начале обручения священник дает жениху и невесте горящие свечи, которые должны символизировать их взаимную любовь. Далее совершается обмен кольцами.
Кольцо, а точнее перстень с печатью, издревле считался символом власти над имуществом. Обмен кольцами, таким образом, свидетельствует о том, что супруги приобретают власть над имуществом друг друга. Отныне у них все общее.
Перед началом Таинства Брака священник обращается к жениху и невесте с вопросом, является ли их решение «благим и непринужденным», т.е. не движет ли кем-то из них корысть или какая-то нужда? Это принципиальный момент, поскольку настоящая любовь предполагает свободу, а где нет свободы, не может быть и подлинной любви, не может быть и «крепкой мысли», т.е. твердого намерения сохранять святость брака.
Получив от жениха и невесты утвердительный ответ, священник произносит молитвы, в которых приводит в качестве примера для подражания имена ветхозаветных праведных супругов: Авраама и Сарры, Иакова и Рахили, Захария и Елисаветы, Иоакима и Анны.
«Благослови брак сей, – обращается Церковь ко Господу устами священника, – и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира, семя долгожизненное, о чадах благодать, неувядаемый славы венец».
По прочтении молитв на головы жениха и невесты надеваются венцы, и священник трижды торжественно возглашает: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их!». После этого жених и невеста считаются мужем и женой. Далее читается Евангелие, Апостол и поется молитва Господня – «Отче наш». Потом супругам дают испить вина из одной чаши.
В Таинстве венчания тема общности супругов раскрывается гораздо полнее, чем в обручение. Ведь отныне, по мысли апостола Павла, муж и жена имеют власть не только над имуществом друг друга, но и самим телом, однако это власть любви, а не произвола. По сути, брак является «венчанием в плоть едину», поэтому любовь к супругу становится естественным продолжением любви к самому себе.
К сожалению, нередко наши страсти – гордость и самомнение, обидчивость и раздражительность не дают раскрыться в нас подлинной, самоотверженной любви, и венцы, возлагаемые на головы супругов, служат символом победы над этими страстями. А, поскольку искоренение страстей является мучительным процессом, то и сами брачные венцы сопоставимы с венцами мученическими.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что Церковь просит мучеников о молитвенной помощи молодым супругам. Во время пения тропарей (коротких песнопений), в которых призываются святые мученики, супруги трижды обходят по кругу аналой с Евангелием. Круг является символом вечности и должен символизировать собой вечность и нерушимость брачного союза.
По слову Спасителя в Царстве Небесном «ни женятся, ни выходят замуж» (Мф.22,30), все же мы верим, что посмертное блаженство заключается не только в одном богообщении, но и в общении святых между собой, поэтому подлинная цель брака – это достижение святости, совместное шествие супругов ко Христу. В этом смысле апостол Павел именует семью «домашней церковью» (Кол.4,15).
В будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости.
Святитель Иоанн Златоуст