Проповедническая деятельность св. апостолов Петра и Иоанна Богослова, до их отшествия на проповедь Евангелия вне пределов Палестины, сосредоточивалась главным образом в городах, близких к Иерусалиму. Между прочим они посетили и город Лидду, названный впоследствии Диосполем. Там они многих обратили ко Христу и воздвигли храм во имя Пречистой Богоматери. В то время гонение на христиан, после убиения св. архидиакона Стефана, на время прекратилось. Тиверий кесарь, слышавший многое о Христе, даже запретил преследовать христиан, о чем и упоминается в книге Деяний: «Церкви же по всей Иудеи, и Галилеи, и Самарии имеяху мир, и бяше той мир до кончины Тивериевы» (IX, 13).
Устроив общество новых христиан в Лидде, апостолы вернулись в Иерусалим и умоляли Богоматерь придти в Лидду, посмотреть храм и благословить его. Дева Мария на это отвечала им:
— Идите с радостию: Я буду там с вами.
Апостолы вернулись в Лиддский храм и в нем на одном из столпов его увидели изображение Богоматери, сделанное не человеческими руками. Лик Ее и одежды были изображены совершенно сходно с действительностью.
В IV веке римский император Юлиан Отступник, воздвигший гонения на церковь Христову, послал в Лидду своего сродника для уничтожения нерукотворенного образа Богоматери. Каменосечцы различными орудиями пытались стесать и вырубить это изображение, но краски лишь глубже врезывались внутрь столба. Это принудило их оставить свою безуспешную работу.
Весть об этом чуде и о других бесчисленных знамениях от иконы быстро распространилась по всем концам вселенной, и отовсюду в Лидду стали стекаться верующие для поклонения нерукотворенному образу Богоматери.
В VIII веке Константинопольский патриарх Герман (714—730 гг.), прежде чем принять патриаршество, прибыл в Иерусалим на поклонение Гробу Господню и, посетив Лидду, приказал снять список с нерукотворенного образа Божией Матери на доске. Этот список он привез в Константинополь и хранил его, как драгоценную святыню, молясь пред ним ежедневно. Когда вспыхнула ересь иконоборческая, патриарх Герман был низложен со своей кафедры и с бесчестием изгнан из храма еретиками за свою ревностную защиту иконопочитания.
Рассказывают, что во время своего изгнания патриарх почувствовал свою скорую кончину. Он, написав письмо к папе Римскому Григорию и вложив его в доску иконы, пустил самую икону в море и со многими слезами воскликнул:
— Гряди, Владычице, и спасайся ныне не от Ирода в Египет, но от звероименитого врага (разумеется Греческий император иконоборец Лев Исаврянин) в Рим к благочестивым, дабы там укрыться с Предвечным Младенцем от мерзостных рук иконоборческих; прейди сие море великое и пространное плаванием безбедным.
На другой день икона чудесным образом достигла Рима. Папа св. Григорий II (715-—731 гг.) в ту же ночь был свыше извещен о ее прибытии. На утро он вышел вместе с духовенством своим на берег моря и увидел икону Богоматери стоящей на воде при устье реки Тибра. Икона невидимой силой была поднята и опущена на простертые руки папы. С великой радостью св. Григорий понес образ в город, размышляя и удивляясь чудным делам Божиим. Но он был еще более удивлен, когда нашел письмо св. Германа и из него узнал, что икона пущена на воду только накануне. Икона торжественно была внесена в церковь св. Петра и поставлена внутри алтаря. Здесь Владычица подавала через Свой образ немало чудесных исцелений.
Через сто с лишком лет на Востоке было восстановлено иконопочитание и ересь была при императоре Михаиле (842—867 гг.) окончательно побеждена. В это время жители Рима были встревожены и удивлены неоднократными колебаниями иконы Богоматери. Во время одного служения папы Сергия (844—847 гг.) икона особенно сильно заколебалась. Потом на виду всех она снялась с своего места и над головами верующих вышла из церкви. Народ во главе с папой со скорбью проводил святую икону. Между тем, чудотворный образ спустился на воды реки Тибра и поплыл по морю. Тогда папа Сергий со слезами возопил:
— Увы нам, о Царица и Госпожа! Куда отходишь Ты от нас! Боимся, как бы и нас не постигла иконоборческая ересь, по причине которой Ты удалилась из Константинополя; и не посему ли самому Ты удаляешься из Рима? О, Всемогущая, доколе не укротишь еретической бури, возмущающей церковь Христову?
Долго римляне смотрели вслед за удаляющеюся иконой и разошлись только тогда, когда она совершенно скрылась с глаз. Папа Сергий приказал записать это чудо.
Св. икона вскоре прибыла в Царьград и остановилась у пристани против царских палат. Там взяли ее и принесли к царице Феодоре. У всех была мысль, что это одна из тех икон, которые были брошены иконоборцами в море с привязанными к ним камнями. Привязанный камень, очевидно, оторвался, и икона всплыла наверх.
Между тем, император Михаил и патриарх Мефодий (842—846 гг.) отправили в Рим послов с известием о состоявшемся в Константинополе поместном соборе, восстановившем иконопочитание. Вернувшиеся из Рима послы рассказали императору и патриарху о чудесном удалении иконы Богоматери из римского храма святого Петра. Тогда вспомнили о недавно обретенной у царских палат иконе, и у всех невольно возник вопрос: из из Рима ли она приплыла? Этот важный для верующих вопрос был разрешен римскими послами, прибывшими от папы к императору и патриарху в Константинополь. Когда им показали эту икону, они тотчас же не колеблясь заявили, что это именно и есть тот самый образ Богоматери, который не так давно чудесным образом удалился из Рима.
Тогда патриарх во главе с своим духовенством и в сопровождении императора и его сановников торжественно перенес образ Владычицы из царских палат на площадь Халкопратию и там поставил в храме Богородицы.
С этого времени этот чудотворный образ стал называться Римским, и ему установлено было празднование 26 июня, тогда как Лиддской иконе Богоматери праздновали 12 марта.
Предание говорит, что в Лидде был еще и другой нерукотворенный образ Богоматери. Находился там он в храме, который был воздвигнут Энеем, получившим исцеление от ап. Петра (Деян. IX, 32—35). Когда иудеи и язычники хотели отнять этот храм у христиан, он по приказанию правителя был заперт на три дня, чтобы явилось знамение для разрешения спора. Через три дня храм открыли и увидели в нем нерукотворенное изображение Богоматери.
Евгений Поселянин "Сказания о чудотворных иконах Богоматери". (1919г.)
Празднуется 25 марта и 9 июля.
(12 марта и 26 июня старому стилю).
Об обеих нерукотворных Лиддских иконах писали три восточных Патриарха (Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский) в послании к императору-иконоборцу Феофилу (829 - 842). Об этом послании говорит император Константин Багрянородный (912 - 959) в историческом слове о нерукотворном образе Спасителя в Едессе.