Музыка — одна из самых вдохновенных форм искусства. Своим ритмом, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звуко-сочетаний, колоритов и нюансов музыка передает бесконечную гамму чувств и настроений. Ее сила заключается в том, что, минуя разум, она прямо проникает в душу, в подсознание и создает настроение человека. Соответственно своему содержанию музыка может вызывать в человеке самые возвышенные и благородные чувства, содействовать, например, молитвенному настроению, или, напротив, может вызвать самые греховные и темные желания.
Мелодичный музыкальный аккомпанемент с самых незапамятных времен сопровождал молитву и служение Богу (Быт. 4:21, 31:27; Исх. . 32:18; Суд. 11:34; Екк. 2:8). Живший за тысячу лет до Р.Хр. царь Давид, наделенный Богом выдающимся поэтическим талантом, сочинял вдохновенные молитвы-псалмы, сопровождая их игрой на гуслях (“псалтыри”). Став впоследствии царем в Израиле, Давид ввел в богослужение пение псалмов и учредил при Иерусалимском храме должности регулярных певцов и музыкантов. Пользуясь большим успехом, псалмы Давида стали неотъемлемой частью как ветхозаветного, так позже и христианского богослужения. В обработке, главным образом, русских церковных композиторов многие псалмы Давида и по сей день украшают православные богослужения.
Священное Писание поощряет спокойное, молитвенно-настраивающее пение. Так, например, апостол Иаков советует: “Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы.” Подобный совет мы читаем у апостола Павла: “Назидайте себя псалмами и славословиями и песнями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу” (1 Цар. 16:16-23; 2 Цар. 6:5-23; 2 Цар. 22:1; 1 Пар. 6:31; 2 Пар. 29:25; Иак. 5:13; Еф. 5:19; Кол. 3:16).
Философ Платон (427-347 до Р.Хр). считал, что Бог вложил в человека расположение создавать и сочетать звуки не как попало и случайно, но в подражание гармонии духовного мира (Rеpublic) Аристотель (384-322 до Х.Р). отметил значение музыки в деле образования молодежи. В своей “Политике” он писал, что “влияние музыки настолько велико, что разные ее формы и жанры можно классифицировать соответственно их влиянию на характер человека.”
Музыковед 6-го века М. S. Bоthius писал: “Музыка — это часть нашего естества. Она способна или облагораживать, или действовать разлагающе на наше поведение” (Dе Institutiоnе Мusicа). А. W. Тоzеr заметил: “Если ты любишь и слушаешь неправильную музыку, твоя внутренняя жизнь зачахнет и умрет” (Тhе Clоsing оf thе Аmеricаn Мind, Nеw Yоrk, Simоn аnd Schustеr, 1987, стр. 68-81).
Современные медицинские эксперименты установили факт благотворного влияния спокойной классической музыки на процесс выздоровления человека. Об этом пишет, например, Dr. Clydе L. Nаsh Jr. хирург при больнице Св. Луки в Кливланде, штат Охайо. Другой врач Dr. Маthеw H. М. Lее, директор Rush Rеhаbilitаtiоn Institutе Нью-Йоркского университетсткого медицинского центра говорил: “Мы имеем возможность подтвердить благотворное влияние музыки в устранении осложнений во время болезни, в укреплении здоровья пациентов и в сокращении срока их больничного пребывания.” Конечно, “музыка не магическое средство, — говорит музыкальный терапевт из Кливланда Dеfоriа Lаnе, — но как в больнице, так и дома она является мощным средством лечения молодых и престарелых” (Смотри статью “Мusic's Surprising Pоwеr tо Hеаl,” в журнале Rеаdеr's Digеst авг. 1992, которая приводит другие документальные данные о пользе спокойной музыки). Несколько лет тому назад в американских журналах писали об экспериментах влияния музыки на растения. Было установлено, что спокойная музыка содействует росту и развитию некоторых кустов и цветов, а от буйной музыки они чахнут. В Германии стали употреблять спокойную музыку во время дойки коров. Эти эксперименты говорят о том, что не только люди реагируют на музыку.
Dr. Hоwаrd Hаnsеn, бывший директор Истмонской музыкальной школы, комментировал в Американском журнале психиатрии (том 99, стр. 317): “Музыка — это особенно трудноуловимое искусство, обладающее неисчислимыми эмоциональными коннотациями. Она состоит из многих элементов, и, в соответствии с их пропорцией, она может успокаивать или ободрять, облагораживать или вульгаризировать, располагать к медитации или буйству. Она — мощная сила как для добра, так и для зла” (USА Тоdаy, 11 окт. 1985).
Музыка — это не только развлечение, но в известной мере и “проповедь.” Она неизменно выражает мировоззрение композитора и может быть сильным оружием как добра, так и зла. Бог, вдохновляя благонамеренных композиторов, через их музыку влияет на духовное настроение людей. Но и сатана пытается сделать то же самое через людей, отвернувшихся от Бога. Хотя каждый вправе придерживаться своих личных вкусов при выборе музыки, однако нельзя терять здравый смысл в объективной оценке музыкальных произведений. Христианин должен уметь различать благое от порочного как в музыке, так и в кинофильмах, в искусстве и литературе. Во всех этих отраслях искусства часто наблюдается смесь доброго и злого, и христианское убеждение должно всегда подсказать, где следует провести черту. В этом религиозное чувство, направляемое Священным Писанием, является верным руководством для христианина.