22 СЕНТЯБРЯ/5 ОКТЯБРЯ — ПАМЯТЬ ПРП. ИОНЫ, ЯШЕЗЕРСКОГО ЧУДОТВОРЦА

Еще в юности, услышав о подвигах прп. Александра Свирского, подвизавшегося в трудах и молитве над устройством обители Живоначальной Троицы, прп. Иона, едва придя в совершенный возраст, оставил дом и близких и удалился из Шокши к берегам реки Свирь. Он стал одним из последних учеников и соратников великого старца, который Духом Святым провидел в Ионе великую благодать Божию и с радостью принял его в свою обитель.

Имея от Бога изрядные способности, кроткий нрав и руководимый своим святым учителем, Иона скоро обучился многотрудному иноческому деланию. Незадолго до кончины прп. Александра Свирского (30 августа 1533 года) он принял от него благословение на подвиг пустынничества и переселился из Троицкой обители в лес недалеко от своей родины. Место между двух озер – Яшезеро и Сенное преподобный избрал не случайно. По преданию здесь стояло когда-то древнее языческое капище. Установив крест Христов, преподобный стал обживать эти дикие и непроходимые места.

Много скорбей и лишений выпало на долю пустынника, претерпевавшего постоянную нужду в самом необходимом, одолеваемого летом лесными насекомыми, а зимой дикими зверями. Проведя много лет в совершенном безмолвии и удалении от суетного мира, св. Иона восходил к духовному совершенству. И как светильник не может укрыться в ночи, так и подвиги угодника Божия не могли долго быть сокровенными от людей, ищущих спасения. Слава о великом подвижнике благочестия снискала ему соратников. По лесным тропам со всех сторон стали стекаться к нему пустыннолюбцы.

По воле Божией прп Иона, любитель безмолвия, постник и молитвенник, принял на себя новый многотрудный подвиг духовного руководства и стал добрым хозяином своей обители. Всякий труд честен и благоугоден, если человек совершает его с призыванием имени Божия и для пользы своей и ближних своих. Всей своей жизнью прп. Иона Яшезерский давал каждому урок трудолюбия. Большой труженик он ездил для нужд монастырских по лесам верхом на лошади, с кожаными мешками за спиной и сам же прокопал канаву из Яшезера в Сенное озеро для большого удобства ловли рыбы. В монастыре долгое время сохранялись две его дорожные сумки и ковшичек для теплоты, выточенный из карельской березы не знавшими покоя трудолюбивыми руками святого.

Первой постройкой в основанной преподобным Ионой обители была церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Затем были устроены келий и хозяйственные постройки с оградою. Для сбора средств на создание монашеской общины в 1562 году была открыта вкладная книга. В 1589 году братия во главе с прп. Ионой и старцем Иосифом из-за бедности обители обратились с челобитной к митрополиту Новгорода и Великих Лук Александру об освобождении монастыря от различных податей. Жалованная грамота была подписана митрополитом в том же году 1 июня. Высвобожденные средства от податей пошли на строительство нового храма Преображения Господня, возведение которого было начато в 1628 году и завершено через год.

Великие подвиги преподобного не могли не остаться незамеченными. Вкладчиками нового монастыря стали великая княгиня и царица Марфа Ивановна, и великие князья, и цари Федор Иванович (1584-1598 гг.) и Василий Иванович Шуйские (1605-1610 гг.). Почитателем преподобного и его подвигов также стал в свое время митрополит Новгородский Исидор (1614-1622 г.г.)

По преданию, Господь возвестил прп. Ионе о времени его блаженной кончины. Желая подготовить себя к встрече с Господом, он принял образ великой схимы и, оставив монастырь, удалился в пещеру, находившуюся в 1,5 верстах от обители. В ней он провел последние дни своей жизни. Братия не оставляла своего наставника и, навещая его, испрашивала совета и духовного наставления. Однажды, придя к преподобному и сотворив обычную молитву, монахи не услышали приветственного ответа на нее и, войдя в пещеру, нашли своего блаженного наставника, всегда удалявшегося от сует мира, переселившимся в мир, лишенный всякой суеты. Честные мощи преподобного были перенесены братией в основанную святым обитель и погребены под спудом в притворе сооруженного им Преображенского храма.   

Шли века, а память о преподобном свято жила в народе. К его гробнице текли и текли все окрестные жители, кому нужна была благодатная помощь святого. По молитвам преподобного Господь даровал многим благопотребное ко спасению – исцеление недужных и больных.