О ялгубской целительнице “с особым пронзительным взглядом” Павлине Голубевой республиканская пресса рассказала накануне Святой Пасхи. Сообщив своим читателям с некоторой долей сожаления о том, что известная знахарка решила оставить свое ремесло из-за старости, газета явно свидетельствовала: колдуны и экстрасенсы получили сегодня беспрепятственный доступ к человеческой душе.
О пагубных последствиях увлечения людей колдовством и магией, о духовных метаниях в нашем обществе мы беседуем с секретарем Петрозаводской и Карельской епархии, наместником Крестовоздвиженского собора протоиереем Олегом СКЛЯРОВЫМ - бывшим врачом, имеющим большой стаж врачебной деятельности.
- Отец Олег, насколько правомерно, с точки зрения врача и священника, помещать рассказ о знахарке под рубрикой “Исцеление” на странице “Здоровье”?
-Отношение нашей Церкви к оккультным методам целительства является резко отрицательным. Но, к сожалению, для людей заболевших, особенно тяжело и безнадежно, тот, кто обещает избавить их от болезни, – непререкаемый авторитет. И, конечно, по мнению жаждущих быстрого и легкого исцеления, статье на такую важную тему самое место под подобными привлекательными заголовками. Иное дело, цена этого исцеление. Получая временное облегчение от физического страдания, человек, обратившейся к “целительнице” по своей наивности и религиозной неграмотности, платит за это слишком высокую цену. Он разрушает и свою душу, и свое тело.
- Вторгаясь в духовный мир вопреки запрету Церкви и Святого Писания, знахари добиваются определенных лечебных результатов. Вот и газета пишет, что ялгубская “целительница” “многих исцелила”…
- Чаще всего эти лечебные результаты ложные. Общение с подобными “целителями” вызывает сильное гипнотическое воздействие на психику человека, которое может снизить сильные боли даже при тяжелом заболевании, например, онкологическом. Человек может временно перестать ощущать симптомы заболевания и будет уверен в том, что он выздоровел. Но при этом болезнь продолжает развиваться и по прошествии некоторого времени возвращается вновь с новой силой, лечить ее становится гораздо сложнее. Часто поражаются и другие органы, развиваются тяжелые психические нарушения: появляются мотивированные страхи (например, страх смерти, страх езды в транспорте, страх за близких людей и т.п.), человек начинает слышать голоса, повелевающие делать то-то и то-то (т.е. управляющих его психикой), достаточно часто наблюдается депрессивное состояние, появляются мысли о самоубийстве. Болезнь может проявиться и на столь поздней стадии, что врач уже ничем помочь не сможет.
Это хорошо известные факты. В таком случае больной и его родственники вправе обратиться в суд с иском на газету, прорекламировавшую сомнительные услуги знахарки. Тем более, что газеты, как правило, о трагических последствиях такого лечения не сообщают. Видимо, прежде всего, потому что сами люди свою новую беду обычно не связывают со своим визитом к знахарю.
- Целительство с черной магией и колдовством, к которому прибегает ялгубская знахарка, священники и православные врачи называют ядом для души. Тем не менее, как свидетельствует газета, поток людей, к “народной целительнице”, не иссякает. К ней идут даже известные политики. Как бы вы назвали это явление?
- Оккультной болезнью, которая является симптомом духовного одичания нашего общества.
Я бы хотел отметить, что тема колдунов, целителей и экстрасенсов очень сложна для изложения на страницах газеты. Читателей в этом случае можно разделить на несколько групп: атеистов, считающих, что и священники, и экстрасенсы - люди темные и безграмотные и что они - коллеги, конкурирующие между собой из-за своих потенциальных клиентов, и на категорию людей, вроде бы и признающих Бога, но ждущих от Него чисто земных благ: счастья, богатства, здоровья. А поскольку Церковь дает людям только то, что угодно воле Божией и является для них истинным благом, и при этом требует от человека определенных духовных усилий, то люди, которым счастье, богатство и здоровье нужно здесь и сейчас, обращаются к тем, кто может здесь и сейчас и без каких-либо усилий со стороны просящего все это сделать. Такие люди о цене, по которой придется им расплачиваться за подобные услуги, не задумываются.
Истинно же верующий человек знает, что телесные болезни - это следствие греха, нашей греховной жизни, не соблюдения заповедей Господних, отпадения от церковной жизни. Болезнь заставляет человека задуматься о его отношении к Богу, изменить свою жизнь, помогает понять, что вне Бога, вне Церкви нет истинной жизни. И в результате происходит исцеление, порой незаметное для человека, без явного чуда. А бывают и случаи чудесного исцеления для укрепления колеблющегося в вере человека.
Болезнь, посланная от Бога в назидание, – истинное лекарство для души. Когда же мы обращаемся к “целителям” и готовы получить исцеление из любых рук, любой ценой, мы тем самым дерзко отвергаем милосердное попечение Бога о нас и, получив исцеление тела, платим за это болезнью души.
- Часто “целители” пользуются православной символикой и атрибутикой. Вас попросят принести из церкви свечи и святую воду, а если вы некрещеный, то покреститься и даже причаститься…
- Поступая так, человек оскверняет святыню. Священное Писание запрещает обращаться к гадателям, колдунам, знахарям. В Ветхом Завете это наказывалось смертью. “Что общего у света с тьмой?, - говорит апостол Павел. – Какое согласие между Христом и Велиаром?” (2 Кор. 6;14-15). Те силы, которые стоят за действиями “целителей”, свои услуги по исцелению тела оказывают только в обмен на осквернение церковных Таинств и святых предметов. Поэтому еще раз повторю, что обращение к знахарям и магам есть нарушение постановлений Божиих и церковных.
- Газета обнадеживает читателей тем, что способности отошедшей от дел “целительницы” не исчезнут с ее смертью, что она их обязана кому-нибудь передать.
- Мистическое зло не умирает вместе со своим адептом, а жадно ищет себе нового хозяина, а вернее сказать, новую жертву, которой станет и тот, кого знахарка посвятить в свое ремесло.
Покушаясь на Образ Божий в человеке, колдун, экстрасенс и другие оккультисты, совершают один из самых тяжких грехов, который Церковь приравнивает к греху человекоубийства. Поэтому действия знахарки, получившей свои целительные знания путем посвящение в колдуны, преступны, запретны и ведут к погибели, если она не покается.
Учитывая разные взгляды читателей, истинные способы воздействия, так называемых, “целителей” на человеческую душу и его последствия на страницах газеты, к сожалению, открыть невозможно. Поэтому, если у вас возникли какие-то вопросы, связанные с этой темой, если вы сами подверглись пагубному воздействию знахарей, лучше обратитесь к священнику, чтобы узнать истину.
Записала Ольга СИДЛОВСКАЯ
К вопросу о "бабушках-целительницах"
В предыдущей статье о. Олега прекрасно рассмотрен вопрос, какой силой лечат целители. Но как быть? - ведь известно, что многие святые при жизни исцеляли людей. Достаточно вспомнить прп. Серафима Саровского, св. Ксению Блаженную, блаж. Матрону Московскую и т. д. Какой силой они исцеляли? Можно ли было к ним обращаться?
Чтобы ответить на эти вопросы, достаточно увидеть разницу в том, как принимали людей эти святые и как это делают "целители " и "знахари".
Когда верующий человек обращался за помощью к святому, ему предлагалось прежде всего встать на совместную молитву. Вместе с болящим читали молитвы из Молитвослова, акафисты, псалмы. Больному давали пить Святую воду (освященную в Церкви). Человеку предлагалось также подойти к Таинствам Покаяния, Причащения, Соборования, чтобы Сам Господь даровал человеку благодать Святого Духа; безусловно необходимо было ежедневно утром натощак пить Святую воду. Естественно, святые помогали людям абсолютно безвозмездно; при этом они не считали себя какими-то проводниками благодати Божией, а просто считали себя помощниками в молитве больного человека к Богу. Вполне возможно, что и сейчас есть такие люди; они живут строгой благочестивой жизнью, постоянно ходят в Церковь и никогда себя не афишируют. Таких людей - единицы, их один на тысячу "целителей".
"Целители " и "знахари" делают по-другому. Во-первых, они сами готовятся к сеансам лечения, медитируют, потому что считают себя орудиями Самого Бога. (Хотя общеизвестно, что при медитации человек тесно соединяется с духовным миром - миром, наполненном духами - бесами). Далее начинается чтение не канонических церковным молитв, а так наз. "заговоров" - заклинаний, которые передаются знахарями из поколения в поколение. В этих заклинаниях нет правильных, подобающих обращений к Богу, зато есть языческие обращения и просьбы к лесу, "Матери Сырой Земле", огню и т.д. Нередко во время сеанса "заговаривают" воду. Причем дерзают "заговаривать" даже воду, уже освященную в Церкви! Это все равно, что поверх иконы нарисовать карикатуру. Самого больного просят быть расслабленным, не мешать. После таких небесплатных сеансов человеку могут предложить подойти к церковным таинствам... как к продолжению магического обряда(!), что также является кощунством по отношению к святыне. Сами целители обычно в храм не ходят, верят не в Господа Иисуса Христа, а в "небо", в "высший разум", в "космос". Хотя нередко пользуются и православной атрибутикой - для доверия и для кощунства. Сами целители вполне уверены, что они "от Бога", забыв, что Господь им может сказать: "Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Мф. 7, 21-23)
Известен случай, когда одна верующая женщина по незнанию пришла лечиться к "бабушке", которую рекомендовали как "верующую, от Бога". Когда сеанс начался, пациентка стала читать "Отче наш", "Да воскреснет Бог", зная, что пред Богом совместная молитва всегда лучше. Вдруг "бабушка" перестала читать свои "заговоры", пришла в ярость и выгнала удивленную пациентку вон. Воистинну, темные силы не могут ничего творить против молящегося человека!
Церковь не против нетрадиционных методов лечения, но против оккультизма и магии. Существует множество публикаций о излечении онкопатологии лекарствами, не утвержденными официальной медициной; есть методы физиотерапевтического(!) лечения рака; много авторских методик. Но всегда надо быть на страже, если в методике упоминается "космический разум", "энергия Вселенной" и аналогичные выражения оккульного характера.
У человека есть свобода выбора. Только надо иметь в виду, что современная традиционная онкология успешно справляется с опухолями на ранней стадии. А вот при нетрадиционном лечении можно потерять драгоценное время, болезнь будет прогрессировать, и тогда проводить радикальное лечение будет уже поздно.
Протоиерей Игорь ГОРИН