Миропомазание
Таинство Миропомазания совершается обычно непосредственно после Таинства Крещения, составляя с ним один богослужебный чин.
Миропомазание есть Таинство, в котором верующему при помазании освященным Миром частей тела подаются дары Святого Духа.
«Просвещаемым по Крещении подобает быть помазуемым Помазанием небесным и стать причастниками Царствия Божия» — 48-е правило Лаодикийского собора.
Святое миро (миро — благовонное масло, освященное Патриархом) освящается один раз в несколько лет и затем рассылается по приходам для совершения Таинства Миропомазания. Оно хранится в крестильном ящичке священника вместе с другими принадлежностями, необходимыми для Крещения и Миропомазания.
Как смерть и воскресение Христово завершились Пятидесятницей — сошествием Святого Духа на Апостолов, так и Крещение человека завершается Миропомазанием. В Крещении человек спогребается и совоскресает со Христом, в Миропомазании же он удостоивается благодати Святого Духа.
Таким образом, Миропомазание — это поистине личная Пятидесятница. Мы получаем в дар Того, Кого только Христос имеет по природе: Святого Духа, сообщенного от века Богом Отцом Сыну Своему, Который нисходит на Иисуса у Иордана, являя Его как Помазанника, Сына Возлюбленного и Спасителя. Святой Дух нисходит на нас и пребывает в нас как личный дар Христа, дар Его жизни, Его Сыновства, Его единения со Отцем. «Дух от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин.16: 14-15) — говорит Христос.
Святой Дух освящает все наше существо: через помазание чела освящает наш ум и мысли, чтобы мы думали о том, «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала» (Флп.4: 8). Через помазание груди освящает наши чувства и желания, чтобы мы любили не мир и то, что в мире, а Бога и Божие. Через помазание органов чувств освящает все наши чувства, слово и язык, чтобы мы воспринимали, чувствовали только доброе. Через помазание рук и ног освящает все дела, все поведение человека — одним словом, через помазание изливаются на человека все дары Святого Духа: «дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис.11: 2) и дух страха Божия, из которых три относятся преимущественно к просвещению разума, а последние — к наставлению и утверждению воли в добре.
Таинство это называется также «даром Духа» (Исидор Пелусиот), «таинством Духа» (Тертуллиан, Иларий), «символом Духа» (Кирилл Иерусалимский). Св. Киприан Карфагенский свидетельствует, что древние, под словами Господа о рождении водою и Духом, разумели под рождением водою крещение в телесном смысле, а под рождением Духом — Миропомазание.
Святые Отцы Церкви ставят самое слово «христиане» в тесную связь с Миропомазанием. «Сподобившись этого святого Миропомазания, вы именуетесь христианами, оправдывая это имя возрождением. Ибо прежде чем сподобились этой благодати, вы не были в подлинном смысле достойными и этого именования, но только приближались к тому, чтобы стать христианами»,— пишет святой Кирилл Иерусалимский.
В апостольское время дары Святого Духа подавались через руковозложение.
Каким образом благодатное руковозложение перешло в помазание миром? Вероятно, что сами апостолы, из-за физической невозможности посещать всех крещеных и лично возлагать на них руки, заменили руковозложение крестившихся помазанием миром, который сами освящали и давали представителям церквей.
Так, уже ап. Павел упоминает о благодатном помазании: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2Кор.1: 21-22). Сами совершительные слова таинства: «Печать дара Духа Святого» тесно связаны с этим изречением апостола. Далее апостол пишет: «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Ефес.4:30). «Днем искупления» в Священном Писании называется крещение; под «запечатлением» Святого Духа, разумеется «печать Духа Святого», следовавшая непосредственно после крещения. Миро, а не другое вещество, избрано для таинства миропомазания потому, что оно еще в Ветхом Завете употреблялось для низведения на людей особых духовных даров. (Исх.28: 41; 1Цар.16: 13; 3Цар.1: 39).
В момент совершения Таинства священник обмакивает кисточку в сосуд с миром и помазывает крестообразно лоб, глаза, ноздри, губы, уши, грудь, руки и ноги человека и при каждом помазании возглашает: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». «Аминь» вместе со священником произносят и крестные, и крестники.
Затем крестники и крестные во главе со священником трижды обходят вокруг купели с пением стиха: «Елицы во Христа креститстеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя», по-русски: «Крестившиеся во Христа, во Христа облеклись. Славьте Бога!» Во время крестного хода вокруг купели все держат горящие свечи.
Сразу после шествия читается Апостол и Евангелие.
В раннехристианские времена новокрещеный ходил в светлой одежде, которую ему одевали после купели, целую неделю. Святое миро также оставалось на его теле в тех местах, где им помазывали, целую неделю. В это время он слушал объяснения Таинства Святой Евхаристии и готовился к Причащению Святых Христовых Таин. По истечении недели он приходил к епископу, и миро омывали.
Сейчас все происходит в один день. После чтения крещальных Апостола и Евангелия и некоторых молитв священник берет специальную губку, обмакивает ее в купель и отирает ей те места на теле, которые он недавно помазывал Святым миром. Печать дара Духа Святого, которая видимым образом была обозначена миром, теперь остается в сердце христианина.
При омовении священник говорит крестнику: «Ты оправдался. Просветился. Освятился. Омылся. Именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего... — Ты крестился. Просветился. Миропомазался. Освятился. Омылся: во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».
Таинство Миропомазания, как и Крещение, совершается над человеком единственный раз в жизни. В Византии и России Миропомазание совершалось второй раз исключительно над монархами при возведении на царствование.
Также совершается это таинство над лицами, присоединяющимися к Церкви из еретических обществ, как один из способов их присоединения.
В таинстве миропомазания подается крепость нашим чувствам и силам для нашего духовного возрастания, приобщает человека к жизни Церкви и делают возможным участие в других таинствах.