О дивный остров Валаам!

Река Божественной судьбы

Воздвигла здесь обитель рая,

Обитель высшей чистоты.

Из старинной песни


Валаамская обитель – древнейшая святыня на Руси. Согласно преданиям и таким древним рукописям, как “Оповеди” и “Вселетник” Киевского митрополита Иллариона (1051 г.), сам апостол Андрей Первозванный из Киева прибыл в Новгород, а затем по реке Волхову достиг Ладожского озера и Валаама. В те времена это был языческий остров с главными капищами Волоса и Перуна (Велес, Волос и Перун — языческие боги, которым поклонялись древние и приносили жертвы). Апостол Андрей благословил горы каменным крестом, обратил жителей в Христову веру, капища Велеса и Перуна были истреблены. Основателями монашества на Валааме почитаются преподобный Сергий и его преемник св. Герман. Точное время их жизни неизвестно, однако их святые мощи были обретены нетленными еще в 1163 году. Относительно преподобных Сергия и Германа в древних книгах сохранились такие слова: “Их любовь к Богу была неразлучна, союз братолюбия — истинен, молитва непрестанна, нрава кротость, слезы присно текущие, пост, бдение и труды, предел естества превосходящие”.

Святые Сергий и Герман обладали пророческим даром и предсказали запустение и разорение обители шведами (1611 г.). Архимандрит Макарий писал в 1696 году: “Тии святые — Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы преславние еще живи быша, и тогда прорицах (пророчествовали) настоящая и будущая”. Вероятно, при жизни святые занимались и целительством, хотя определенных и конкретных данных на этот счет летописи не оставили. В одной из древних молитв есть такие слова: “Вы бо в недузех явистеся целители, по морю плавающим кормчий и утопающим благонадежное избавление и от всякого смертоносного нашествия хранители, паче же от духов нечистых свобождение, и всяких наветом содержимых очищение и помощь”.

Одним из почитаемых Валаамских чудотворцев является преподобный Авраамий (в миру Иверик), умерший согласно рукописи о его житии в 1054 году. Родившийся в языческой семье, он от рождения своего был расслаблен и обездвижен “неисцельною” болезнью, “лежа на одре своем осьмнадцать лет”. Однажды проезжие купцы стали рассказывать об Иисусе Христе, Его подвигах и чудесных исцелениях. На больного юношу рассказ произвел необыкновенно сильное впечатление, и совершил буквально переворот и в физическом и в духовном плане: “И се внезапу почувствовав в себе силу, нашедшую нань, и начав превращатися семо и овамо и рукама и ногама пресмыкаяся владети, и воста здрав”. Иверик исцелился по огромной вере и промыслу Всевышнего. Вскоре духовное озарение побудило стать его монахом. На Валааме его крестили (игумен Феогност), а затем постригли во святой иноческий чин, нареча именем Авраамий. Святые мощи его обретены нетленными.

Приведенный выше пример показывает возможность чудесного исцеления по одной лишь пламенной вере и горячему устремлению сердца к Истине. Безусловно, механизм такого чудесного преображения и полного физического исцеления с точки зрения науки не ясен. Даже если предположить функциональный характер парализации (то есть, как говорят в народе “на нервной почве”) и выздоровление через самовнушение и религиозную веру, то все это не очень согласуется, видимо, с предполагаемой истиной по целому ряду причин, свидетельствующих явно не в пользу “нервной” природы недуга: парализация была от рождения, в течение 18 лет и наверняка сопровождалась атрофией мышц ног, отсутствием навыков в ходьбе, нарушением координации и прочее. В приведенном же примере, как и в других чудесных исцелениях, отмечается мгновенное физическое преображение: слепые начинают видеть, глухие слышать, расслабленные ходить.

За период своего существования Валаам, именуемый в прошлом “Северным Афоном”, “то возвышался, то падал, то разоряли его, то опять он возникал из пепла и развалин”. Особенно сильному разорению подвергся он после 1940 года, когда после финской юрисдикции (с 1917 года) вновь перешел по мирному договору к СССР. Последовало варварское разрушение святыни, что, впрочем, соответствовало духу того времени и государственной политике, хорошо известной всем. Возрождение древней обители началось после посещения ее в 1989 году митрополитом Ленинградским и Новгородским (ныне Святейший Патриарх Алексий).

Немало выдающихся людей России посетили некогда Валаам, стремясь духовно соприкоснуться с хранителем суровым отеческой святости и чистоты. Обитель посещали в разные годы: Великий князь Константин, Святитель Игнатий Брянчанинов, известные философы, писатели, поэты, музыканты. В 1819 году посетил обитель Царь Александр I. Остались трогательные обоюдные воспоминания после этого визита, как у гостеприимных хозяев, так и у монарха Российского. Перед приездом царское повеление гласило: “чтобы встречи никакой не делать; чтоб служб церковных не прибавлять и не убавлять, а быть всему по монастырскому положению” (вот бы тому поучиться ныне всем высокопоставленным особам). По приезде в обитель Государь несколько раз восторженно повторял: “Собор у вас прекрасный”, “вид вашего монастыря прекрасный”, он целовал у каждого иеромонаха руку, не давая своей руки, кланялся братии. Были когда-то у России и подлинно духовные правители!

Безусловно, наиболее почитаемыми святынями на Валааме были святые мощи угодников Божиих Сергия и Германа. В специально составленной для свидетельства о чудесных исцелениях книге Валаама имелось немало записей. Ряд исцелений происходил в случаях даваемых обетов: когда сами больные или их родные, близкие давали обещание перед Богом (или святыми) в случае выздоровления совершить то-то и то-то. Это чем-то напоминает некое подобие жертвоприношения по достижении просимого результата. Христианская религия (православная, в частности) считает влияние чтимых святых после окончания их земной жизни на живущих несомненным в силу того, что они исполнились Божьей благодати. Их молитвы о нас “приятны Господу, как верных рабов Божьих”, они не умерли, а живы, как и “Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы” (Лук. 20, 38). Итак, несколько примеров таких исцелений, изложенных в сокращенном виде.

1. Купеческий сын Иоанн Старцев с четырнадцатилетнего возраста страдал падучей болезнью. Припадки мучили ежедневно. В течение 1 года и 9 месяцев лечился в С.-Петербурге, в больнице, но безрезультатно; все старания врачей были безуспешны. Тогда сам больной, вероятно, зная о возможности чудесного исцеления через молитвы, стал молиться св. Сергию и Герману, при этом давая обещание в случае выздоровления потрудиться в святой обители. Вскоре после таких молитв неожиданным образом последовало выздоровление. В 1850 году окончательно выздоровевший Иоанн приехал на Валаам, где прожил один год, усердно трудясь, исполнив тем самым данный обет. С медицинской точки зрения данное исцеление может быть объяснено только лишь в случае опять-таки функционального характера болезни, с другой стороны, петербургские врачи в то время уже достаточно ориентировались в “нервных припадках” и, видимо, подразумевали эпилепсию. Впрочем, это в который раз лишь теоретическое предположение, ибо достоверно определить точный медицинский диагноз по понятным причинам не представляется возможным.

2. Двухлетний младенец Иоанн Меншаков из деревни Лунгули был исцелен от “внутренних болезней и расстройства тела” по обету, данному его родителями.

3. Дочь священника Либерского прихода стала здоровой, избавясь от расслабления ног и болезни глаз.

4. Исцелился также хромой Федор, уроженец острова Гаугине, ходивший на деревяшке из-за боли в ноге.

5. А крестьянин Выборгской губернии Михаил Вайтине даже избавился от пьянства, слабоумия и телесного расслабления одновременно, после чего ушел в монастырь и был пострижен с именем Михей.

Немало свидетельств об исцелениях от святых мощей.

Так, крестьянин Семен Константинов в 1847 году оглох и впал в умопомешательство, но был подведен к многоцелебной раке и исцелился. Исцеление после помазания елеем от лампады перед иконой с образами преподобных Сергия и Германа произошло у крестьянина Алексея Иванова, страдавшего болезнью глаз. Эти и многочисленные другие свидетельства, безусловно, способствовали известности обители и ее насельников. Надо отдать должное многим поколениям этих мужественных воинов Христовых, испытавших столько раз нападения, грабежи и разорения со стороны различных врагов, но устоявших, духовно победивших. Да и не могло быть иначе, ведь это место испрошено у Господа молитвами и трудами, искуплено от древних врагов России православной мученической кровью.

Тем, видно, и сильна православная душа, что никакие испытания не низводят ее в окончательную погибель, что пройдя через страдания и погромы, восходит она, словно солнце из мрака; что, вобрав в себя боль мира, хранит в себе надежду этого же мира на спасение, и каждый раз, воскресая из руин, обращает свой лик к Высшему Свету Истины.

И опять приходит такое время и пришло уже. И ждет весь мир совершения нового чуда воскрешения и преображения России, в которое так надо всем нам верить и надеяться. Молиться, верить и надеяться непрестанно!